“Темиртау - моя колыбель. История магнитки, история Темиртау, судьбы его людей неотделимы от моей судьбы. Металлургия - мои главные университеты”.

Н. А. Назарбаев

Блог ректора

Карагандинский государственный индустриальный университет - был и остается ведущим техническим ВУЗом Республики Казахста...

Подробнее »

Новости

Архив

Конференции

Архив

Магистратура

 Утвержден

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан

от « 17 » июня 2011 г. № 261

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МАГИСТРАТУРА.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

ГОСО РК 5.04.033 – 2011

 

 

Астана, 2011

 

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности магистрантов и академической степени.

Стандарт гармонизирован с международными документами в сфере высшего образования, рекомендациями программ «Руководство пользователя ECTS» («ECTS Users’ Guide»), «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe»).

Положения стандарта обязательны для применения высшими учебными заведениями Республики Казахстан (далее – вузы), осуществляющими подготовку магистров независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации вузов, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, работодателями и служит основой для оценки качества подготовки магистров.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на:

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261;

Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152;

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2011 года № 94).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются сокращения, термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.), ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», Болонской декларацией (1999 г.) и другими международными документами в сфере образования, Европейской системой перевода и накопления кредитов.

В дополнение к ним в настоящем стандарте установлены следующие термины и определения:

3.1 Магистрант: Лицо, обучающееся в магистратуре.

3.2 Магистратура: Профессиональная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку  научных и педагогических кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности  с нормативным сроком обучения 1-2 года.

3.3 Магистерская диссертация: Научная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного исследования магистрантом одной из актуальных проблем конкретной специальности соответствующей отрасли науки.

4 Общие положения

4.1 Образовательные программы магистратуры реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям магистратуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

4.2 Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку магистров в соответствии с:

— государственными общеобязательными стандартами послевузовского образования по специальностям магистратуры, разрабатываемыми на основе настоящего стандарта;

— Классификатором специальностей высшего и послевузовского   образования Республики Казахстан;

— рабочими учебными планами, академическим календарем;

— индивидуальными учебными планами магистрантов;

— учебными программами по дисциплинам.

4.3 Подготовка научных, педагогических и управленческих кадров в магистратуре осуществляется по двум направлениям:

— научному и педагогическому со сроком обучения 2 года;

— профильному со сроком обучения не менее 1 года.

(Срок устанавливается в зависимости от предшествующего уровня подготовки и наличия пререквизитов).

4.4 Профильная магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке кадров (в том числе управленческих), топ-менеджеров для отраслей экономики, медицины, права, искусства, сферы услуг и бизнеса, обладающих углубленной профессиональной подготовкой.

4.5 Научная и педагогическая магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке научных и педагогических кадров для системы высшего, послевузовского образования и научной сферы, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой.

4.6  Обучение в магистратуре осуществляется только по очной форме.

4.7 Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и публично защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр».

4.8 Положения настоящего стандарта имеют следующие цели:

— обеспечение гарантии качества образования за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки магистрантов и образовательной деятельности вузов;

— упорядочение прав субъектов образовательной деятельности;

— повышение объективности и информативности оценки подготовки магистрантов и качества образовательных программ;

— создание условий для академической мобильности магистрантов;

— обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;

— обеспечение признания документов Республики Казахстан о присуждении академической степени «магистр» в международном образовательном пространстве и на международном рынке труда.

4.9 ГОСО специальностей магистратуры должны соответствовать положениям настоящего стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ магистратуры, нормативным срокам обучения и уровню подготовки магистрантов.

Перечень специальностей магистратуры вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

Образовательные программы специальностей магистратуры разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций.

Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных обучающимися по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.

5  Требования к структуре и содержанию образовательных программ магистратуры

5.1 Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.2 Образовательная программа магистратуры содержит:

— теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин;

— профессиональную практику (педагогическую, производственную, исследовательскую);

— научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры;

— экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры;

— промежуточную и итоговую аттестации.

5.3 Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

На «входе» магистрант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

При отсутствии необходимых пререквизитов магистранту разрешается их освоить  на платной основе. В данном случае обучение в магистратуре начинается после  полного освоения магистрантом пререквизитов.

5.4 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 1 или 2 кредита.

5.5 Во всех формах учебных планов магистратуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.

Каждая дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого магистранты сдают итоговый контроль в форме экзамена.

5.6 Образовательные программы магистратуры проектируются на основании модульной системы.

5.7 Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

5.8 В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 47% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 50% отводится на дисциплины обязательного компонента и 50% — на дисциплины компонента по выбору.

В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 50% (со сроком обучения 1 год) и 35% (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 55,5% и 50% соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 44,5% и 50% соответственно – на дисциплины компонента по выбору.

5.9 В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 53% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 11% отводится на дисциплины обязательного компонента и 89% — на дисциплины компонента по выбору.

В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла ПД составляет 50% (со сроком обучения 1 год) и 64% (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 11% и 17% соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 89% и 83% соответственно – на дисциплины компонента по выбору.

5.10 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента.

5.11 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно. При этом учитываются ожидания работодателей и потребности рынка труда.

5.12  Структура образовательной программы магистратуры также предусматривает:

— практическую подготовку магистрантов: различные виды практик, профессиональных стажировок и выполнение магистерской диссертации;

— научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу магистранта.

5.13 Содержание образовательной программы магистратуры по научному и педагогическому направлению устанавливаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

 

 

Наименование  дисциплин и видов деятельности

 

 

Объем в кредитах

 

1 Базовые дисциплины (БД) 16
1.1 Обязательный компонент: (ОК) 8
История и философия науки 2
Иностранный язык (профессиональный)  2*
Педагогика 2
Психология 2
1.2 Компонент по выбору (КВ) 8
2 Профилирующие  дисциплины (ПД) 18
2.1 Обязательный компонент (ОК) 2
2.2 Компонент по выбору (КВ) 16
3 Практика (педагогическая, исследовательская) не менее 6**
4 Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (НИРМ)  

не менее 7

5 Итоговая аттестация (ИА) 4
5.1 Комплексный экзамен (КЭ) 1
5.2 Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД) 3
Итого Не менее 51
* По педагогическим специальностям количество кредитов по иностранному языку (профессиональный) в цикле базовых дисциплин составляет 3 кредита, соответственно компонент по выбору – 7 кредитов.

** Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.

 

 

5.14 Содержание образовательной программы магистратуры по профильному направлению устанавливается в соответствии с таблицей 2.

 

Таблица 2

 

п/п

 

Наименование  дисциплин и видов деятельности

 

 

Объем в кредитах

Срок обучения**
1 год 1,5 года
1  Базовые дисциплины (БД) 9 10
1.1 Обязательный компонент (ОК) 5 5
Иностранный язык (профессиональный) 2 2
Менеджмент 1 1
Психология 2 2
1.2 Компонент по выбору (КВ) 4 5
2 Профилирующие  дисциплины (ПД) 9 18
2.1 Обязательный компонент (ОК) 1 3
2.2 Компонент по выбору (КВ) 8 15
3 Практика (производственная) не менее 2 не менее 3
4 Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (ЭИРМ)  

не менее 2

 

не менее 3

5 Итоговая аттестация (ИА) 4 4
5.1 Комплексный экзамен (КЭ) 1 1
5.2 Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД) 3 3
Итого

 

не менее 26 не менее 38
*Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.

 

**Продолжительность обучения определяется государственным общеобразовательным стандартом послевузовского образования в зависимости от предшествующего уровня подготовки магистрантов и специальности.

 

 

5.15 Магистрант, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля.

5.16 Содержание образовательной программы педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру, устанавливается в соответствии с таблицей 3.

 

Таблица 3

 

 

Наименование  дисциплин и видов деятельности

 

 

Объем в кредитах

 

1.  Обязательный компонент 5
История и философия науки 2
Педагогика 3
Компонент по выбору 2
 2. Практика (педагогическая) не менее 6
Итого не менее 7
* Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.

 

5.17 Магистерские программы по специальностям в области информационных технологий предусматривают обучение также на английском языке. При этом увеличивается количество кредитов, выделяемых на изучение английского языка (профессионального).

 

 

6. Требования к планированию содержания образования

 

6.1 Организация образовательной деятельности осуществляется посредством  планирования учебного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения.

6.2  Структура содержания образования определяется в соответствии с  установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др.

6.3 Программа образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ специальностей и учебных дисциплин.

6.4 Планирование и организация образовательной деятельности  осуществляются на основе учебных планов.

6.5  Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).

ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям магистратуры на основе государственных общеобязательных стандартов образования и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексного экзамена, написания и защиты магистерской диссертации) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

6.6 В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

6.7 На основе ТУПл и КЭД по специальности магистрант с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого магистранта отдельно.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД. Объем каждой дисциплины обязательного компонента и общее количество кредитов компонента по выбору, осваиваемых магистрантом, должны быть не менее чем это установлено ГОСО.

6.8 РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета.

РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

6.9 Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются вузом самостоятельно.

6.10 Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые и силлабусы.

6.11 Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

6.12 Силлабусы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются вузом самостоятельно. При этом разработка силлабусов по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно.

6.13 Магистрант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научного руководителя.

6.14 Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:

— ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);

— научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности);

— практика (программа, база, сроки и форма отчетности);

— тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой;

— план выполнения магистерской диссертации;

— план научных публикаций, стажировок.

6.15 Учебные занятия в магистратуре должны проводиться с использованием  инновационных технологий и интерактивных методов обучения.

6.16 При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы магистратуры согласно Приложению 1 (для научного и педагогического направления) и Приложениям 2 и 3 (для профильной магистратуры).

 

 

7 Объем учебной нагрузки магистрантов

 

7.1 Объем учебной нагрузки магистранта измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине.

7.2 Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с магистрантом по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы и итоговой аттестации магистрантов равен 50 минутам.

7.3 При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

— аудиторной работы магистранта на протяжении академического периода в виде семестра;

— работы магистранта с преподавателем в период профессиональных  практик;

— работы магистранта с преподавателем в период научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы магистранта;

— работы магистранта по написанию и защите магистерской диссертации;

— работы магистранта по подготовке и сдаче комплексного экзамена.

7.4 Учебная нагрузка магистрантов определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

7.5 Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы магистранта дополняются соответствующим числом часов СРМ таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка магистранта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 4 и 5 часам, соответственно, в профильной и в научной и педагогической магистратуре.

7.6 Каждый академический час практики сопровождается соответствующим числом часов (по 50 мин.) дополнительной работы магистранта: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и  7 часами – для исследовательской практики.

7.7 Каждый академический час научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта, включая выполнение магистерской диссертации, сопровождается 7 часами СРМ.

7.8 Каждый академический час итоговой аттестации магистранта представляет собой один час (50 минут) контактной работы магистранта с преподавателем по написанию и защите магистерской диссертации или работы магистранта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации магистранта сопровождается 6 часами СРМ.

7.9 При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой магистрантами, которая подразделяется на два вида – на самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (СРМП) и на ту часть, которая магистрантами выполняется полностью самостоятельно (СРМ).

7.10 Самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя является внеаудиторным видом работы магистранта, которая выполняется им в контакте с преподавателем по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

7.11 Соотношение между СРМП и СРМ в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.

7.12 В совокупности контактные часы работы магистранта с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 3 и 4 часами СРМ, соответственно, в профильной и в научной и педагогической магистратуре.

7.13 Для таких видов учебной работы, как студийные и лабораторные занятия, научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа магистранта, итоговая аттестация, необходимость планирования СРМП и ее объем устанавливаются вузом самостоятельно (например, для контроля хода выполнения магистерской диссертации).

7.14 Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации/итогового контроля, практик, каникул, научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы магистранта и на выпускном курсе – итоговой аттестации.

7.15 Академический период в зависимости от его формы имеет продолжительность 15 недель для семестра, 10 недель для триместра и 8 недель для квартала.

7.16 Продолжительность промежуточной аттестации после каждого академического периода составляет не менее 2 недель.

7.17 В период промежуточной аттестации проводится итоговый контроль по всем изученным дисциплинам и с учетом оценок текущей успеваемости (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей) выводятся итоговые оценки по дисциплинам.

В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60%, а доля оценки итогового контроля – не менее 30%.

7.18 Каникулы предоставляются магистрантам после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени в учебном году должна составлять не менее 7 недель.

7.19  Практика магистрантов проводится в соответствии с утвержденным  академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта в объеме, установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом послевузовского образования по специальности.

7.20 Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы магистранта на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы магистранта на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики и 120 часов (по 50 мин.) для исследовательской практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 1 неделя – для педагогической практики, 2,5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.

7.21  Планирование итоговой аттестации магистрантов и НИРМ, ЭИРМ в неделях определяется исходя из нормативного времени работы магистрантов в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРМ, при 6-дневной рабочей неделе).

Одному кредиту НИРМ, ЭИРМ соответствует 120 (15х8) часов работы магистранта, т.е. 2,2  недели.

Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов, то есть 2 недели. Из них 15 контактных часов работы магистранта с преподавателем и 90 часов СРМ.

На подготовку и сдачу комплексного экзамена отводится 1 кредит, т.е. 2 недели.

На написание и защиту магистерской диссертации отводится 3 кредита, т.е. соответственно 6 недель. При этом  в 3 кредита входит оформление и защита магистерской диссертации.

Сам процесс выполнения магистерской диссертации осуществляется заблаговременно в ходе научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта.

7.22 Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, освоения кредитов в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе.

7.23 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров является освоение магистрантом:

при научной и педагогической  подготовке – не менее  51 кредитов, из них не менее 34 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы;

при профильной подготовке — не менее 26 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее  38 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 28 кредитов теоретического обучения, не менее  2 и  3 кредитов практики, не менее  2 и 3 кредитов экспериментально-исследовательской работы.

В случае досрочного освоения образовательной программы магистратуры и  выполнения предусмотренных к ней требований, магистранту присуждается академическая степень «магистр» независимо от срока обучения.

7.24 Магистр, окончивший профильную магистратуру, может заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоения им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождения педагогической практики. Данный цикл дисциплин и педагогическая практика осваиваются в течение дополнительного академического периода, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство установленного образца к основному диплому.

7.25 Магистранту, освоившему полный теоретический курс обучения по образовательной программе магистратуры, но не защитившему в установленный срок магистерскую диссертацию, продлевается срок обучения в магистратуре на платной основе.

7.26 Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе.

 

 

8 Требования к образовательной среде магистратуры

 

8.1 Вуз организует учебный процесс в магистратуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности при лицензировании.

8.2 Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних магистрантов.

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению:

Вуз, реализующий образовательные программы магистратуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы магистранта.

8.4 Требования к учебно-методическому обеспечению:

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры.

Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.

8.5 Требования к организации практик:

Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:

— педагогическую ­– в организации образования;

— исследовательскую – по месту выполнения диссертации.

Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.

Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса.

Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.

Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.

Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.

Содержание исследовательской/производственной практик определяется темой диссертационного исследования.

Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта.

Индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

8.6 Требования к научно-исследовательской работе магистранта:

Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:

— соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

— быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

— основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

— выполняться с использованием современных методов научных исследований;

— содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;

— базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.

8.7 Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта:

Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:

— соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская работа;

— основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;

— выполняться с применением передовых информационных технологий;

— содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

8.8 Результаты научно-исследовательской или экспериментально-   исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.

8.9 Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация.

8.10 Основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или одном выступлении на научно-практической конференции.

8.11 Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации, их подготовке и защите определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области образования.

8.12 Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата.

8.13 Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности при лицензировании.

8.14 В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель.

Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения Ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.

Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.

8.15 Вуз оказывает содействие магистранту в  публикации результатов исследования.

 

 

9  Требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников

 

9.1 Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 2 уровня обучения (магистратура) и соответствуют приобретению выпускником магистратуры следующих способностей и навыков:

— демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего профессионального образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;

— применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью;

— интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;

— четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам;

— продолжать обучение самостоятельно.

9.2 Требования к ключевым компетенциям выпускников профильной магистратуры:

должен:

иметь представление:

о современных тенденциях в развитии научного познания;

об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;

о противоречиях и социально-экономических последствиях процессов глобализации;

о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;

об организации стратегического управления предприятием, инновационного менеджмента, теориях лидерства;

об основных финансово–хозяйственных проблемах функционирования предприятий.

знать:

методологию научного познания;

основные движущие силы изменения структуры экономики;

особенности и правила инвестиционного сотрудничества;

не менее чем один иностранный язык на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и практическую деятельность.

уметь:

применять научные методы познания в профессиональной деятельности;

критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений;

интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин, использовать их для решения аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;

проводить микроэкономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и использовать его результаты в управлении предприятием;

применять на практике новые подходы к организации маркетинга и менеджмента;

принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях в области  организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия (фирмы);

применять на практике нормы законодательства Республики Казахстан в области регулирования экономических отношений;

креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;

проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, статьи, отчета, аналитической записки и др.

иметь навыки:

решения стандартных научных и профессиональных задач;

научного анализа и решения практических проблем в организации и управлении экономической деятельностью организаций и предприятий;

исследования проблем в области менеджмента и маркетинга и использовать полученные результаты для совершенствования методов управления предприятием;

профессионального общения и межкультурной коммуникации;

ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;

расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;

использования информационных и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности.

быть компетентным:

в области методологии исследований по специальности;

в области современных проблем мировой экономики и участия национальных экономик в мирохозяйственных процессах;

в организации и управлении деятельностью предприятия;

в осуществлении производственных связей с различными организациями, в том числе органов государственной службы;

в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.

9.3 Требования к ключевым компетенциям выпускников научной и педагогической магистратуры:

должен:

иметь представление:

о роли науки и образования в общественной жизни;

о современных тенденциях в развитии научного познания;

об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;

о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы;

о противоречиях и социально-экономических последствиях  процессов глобализации;

знать:

методологию научного познания;

принципы и структуру организации научной деятельности;

психологию познавательной деятельности студентов в процессе обучения;

психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения;

уметь:

использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;

критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;

интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для решения исследовательских задач в новых незнакомых условиях;

путем интеграции знаний выносить суждения и принимать решения на основе неполной или ограниченной информации;

применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;

применять интерактивные методы обучения;

проводить информационно-аналитическую и информационно-библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций;

свободно владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах;

обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др;

иметь навыки:

научно-исследовательской деятельности, решения стандартных научных задач;

осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения;

методики преподавания профессиональных дисциплин;

использования современных информационных технологий в образовательном процессе;

профессионального общения и межкультурной коммуникации;

ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;

расширения и углубления знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.

быть компетентным:

в области методологии научных исследований;

в области научной и научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях;

в вопросах современных образовательных технологий;

в выполнении научных проектов и исследований в профессиональной области;

в способах обеспечения постоянного обновления знаний, расширения профессиональных навыков и умений.

9.4 Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности магистратуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

9.5 Итоговая аттестация магистрантов – форма государственного контроля учебных достижений магистранта, направленная на определение соответствия полученных им  знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям магистратуры.

9.6 Итоговая аттестация магистрантов проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей в форме комплексного экзамена и защиты магистерской диссертации.

9.7 Комплексный экзамен и защита диссертации проводятся Государственной аттестационной комиссией (ГАК).

9.8 Председатель ГАК утверждается уполномоченным органом в области образования  в установленном порядке.

9.9 Комплексный экзамен проводится не позднее, чем за 1 месяц до защиты диссертации. В комплексный экзамен по специальности входят дисциплины циклов базовых и профилирующих дисциплин образовательной программы магистратуры.

9.10 Процедура защиты магистерской диссертации определяется вузом самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях.

9.11 Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, присуждается академическая степень «магистра» по соответствующей специальности и выдается диплом государственного образца с приложением  (транскрипт).