Основные направления дальнейшей работы по реализации системы менеджмента качества
[дата публикации: 05.05.2016, 14:54:45, опубликовал: Әкімшілік]
На базе Карагандинского государственного индустриального университета 26 апреля 4 мая прошли открытые семинары «Анализ основных отличий стандартов ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015», посвященные изменениям стандарта качества ISO 9001:2008г. В семинарах принял участие профессорско-преподавательский состав университета.
Основное внимание в новой версии стандарта ISO 9001:2015 уделено эффективности организации и управлению рисками. Узнать об основных изменениях стандарта помогли специалисты ИП «Гарант» (директор Л. Галайченко), эксперт-консультант по системам менеджмента АО «АрселорМиттал Темиртау» С. Хруслов и профессор КГИУ З. Гельманова.
В программе были освещены следующие вопросы:1) предпосылки выпуска новой версии стандарта ISO 9001;
2) обзор основных изменений в стандарте ISO 9001 «Изменения и дополнения»;
3) актуализированные принципы менеджмента качества;
4) описание организационной среды организации;
5) дополнительные требования к ответственности высшего руководства;
6) менеджмент рисков при планировании СМК;
7) управление вспомогательными процессами;
8) управление документированной информацией.
Если говорить кратко об основных изменениях в ISO 9001:2015г., то все отличия разрабатываемого проекта стандарта от действующего 9001:2008 можно разделить на три категории:
1) связанные с унификацией стандартов на системы менеджмента;
2) усиливающие акценты на концептуальных и ключевых положениях модели менеджмента по ISO 9001;
3) дополняющие или видоизменяющие элементы модели менеджмента, имеющиеся в действующем стандарте.
Стандарт 9001:2015 построен на «структуре более высокого порядка», которая содержит замкнутый управленческий цикл и при правильном применении обеспечивает саморазвитие системы. «Структура более высокого порядка» требует, чтобы содержание стандарта укладывалось в десять разделов.
Новая версия стандарта уделила больше внимания вопросу взаимоотношения СМК с системой менеджмента организации в целом.
Процессный подход остается ключевой концепцией построения системы менеджмента (в новой версии этот тезис усилен).
Стандарт усиливает акцент на роли руководителя. Современный менеджмент в теории и практике базируется на принципе «персонал компании является главным ресурсом, обеспечивающим ее успех и конкурентные преимущества», руководитель должен быть не просто высшим администратором, но лидером,
который способствует раскрытию и всемерному использованию творческого потенциала персонала. В связи с этим раздел, который раньше назывался «ответственность руководства», в «структуре высокого уровня» назван «лидерством».
Серьезно изменен подход к компетентности организации. Если эта компетентность в предыдущих версиях определялась квалификацией персонала, то в новой версии она базируется на концепции «знаний организации» и « менеджменте знаний». Безусловно, менеджмент знаний – это новый уровень, позволяющий создавать более качественный продукт в более короткие сроки.
Новая версия предполагает осуществить оценку рисков и принимать решения, основанные на результатах этой оценки. По сути, это является развитием и дополнением принципа «принятие решений, основанных на фактах». Применение технологий и методов оценки рисков дает возможность более эффективно проводить мероприятия по улучшению. Во взаимосвязи с подходом по «оценке рисков» можно рассматривать и введение в новую версию стандарта такого элемента, как «контекст организации», который предполагает идентификацию внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей, оценку влияния этих факторов (оценки риски) и выработку мер по снижению риска (там, где это возможно).
Расширяется понятие «заинтересованные стороны»: если ранее в ISO 9001:2008 главной заинтересованной стороной выступал потребитель, то в новой версии предлагается идентифицировать все заинтересованные стороны. Некоторые понятия в стандарте укрупнены. Так, например, «управление закупками» и «аутсорсинг» теперь объединены в понятии «Внешнее обеспечение».
Введено понятие «документированная информация», в котором объединены применяемые ранее «документированная процедура» и «записи».
Таким образом, основные вопросы семинара направленные на реализацию главного назначения стандарта – служить инструментом обеспечения доверия к качеству производимой продукции и оказываемых услуг предприятий, внедривших этот стандарт, — позволили определить основные направления дальнейшей работы по реализации системы менеджмента качества.