“Всегда с чувством особой гордости я вспоминаю, что полвека назад, закончив этот университет, именовавшийся тогда ВТУЗом, в числе других выпускников я получил путевку на производство.”


Н. А. Назарбаев

Блог ректора

Карагандинский государственный индустриальный университет — ведущий вуз Казахстана по подготовке высококвалифицированных...

Подробнее »

Новости

Архив

  • 21.02.2018: Три первых места – у спортсменов из КГИУ

    В городской Спартакиаде студенческой молодежи по игровым видам спорта представители Карагандинского государственного индустриального университета заняли три первых места. В соревнованиях принимали у...
  • 21.02.2018: Флагман новых технологий

        Ежегодное Послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева – всегда очень важное и значимое событие для граждан страны, которое затем обсуждается в коллективах.     &n...
  • 20.02.2018: Завершился традиционный турнир по футболу на Кубок ректора КГИУ

    Соревнования проходили с 7 по 16 февраля в спортивном зале университета. В турнире приняли участие более ста студентов, которые представляли двенадцать команд. Игра в группах шла по круговой системе,...
  • 19.02.2018: Правильный выбор профессии – успех в будущем

    Преподаватели Карагандинского государственного индустриального университета посетили Ростовскую, Ленинскую, Токаревскую и Гагаринскую средние школы Бухар-Жырауского района, где прошли встречи с выпус...
  • 16.02.2018: Все на ярмарку

    Ярмарка государственных услуг была проведена отделом контроля за качеством оказания госуслуг по инициативе аппарата акима Темиртау в здании КГИУ 13 февраля. Для большего охвата населения это мероприя...
  • 15.02.2018: В университете прошла встреча акима города с населением

    В Карагандинском государственном индустриальном университете 13 февраля состоялась отчетная встреча акима г. Темиртау Галыма Ашимова с населением.         Участие в ней приняли госуд...
  • 14.02.2018: Сборная КГИУ вышла в лигу «Иртыш»

    В Павлодаре 11 февраля прошел ХХV региональный фестиваль КВН, по итогам которого пятнадцать из двадцати восьми команд-участниц, в том числе и сборная КГИУ, вышли в официальную лигу «Иртыш» под эгидой...
  • 12.02.2018: Есть такая профессия – геолог

    Студенты КГИУ приняли участие в телемосте «Есть такая профессия – геолог», который состоялся 12 февраля в Межвузовском Академическом Центре навигации по специальностям горно-геологического профиля на...
  • 09.02.2018: Уважаемые студенты!

    В целях обеспечения верховенства Конституции Республики Казахстан и ее популяризации в обществе, воспитания конституционного патриотизма, формирования конституционной культуры, Конституционный Совет Р...
  • 08.02.2018: Уважаемые студенты!

    В целях популяризации идей нетерпимости к коррупции, которые должны быть нормами поведения среди подрастающего поколения, а также для формирования антикоррупционной культуры, Агентство Республики Ка...

Конференции

Архив

Бакалавриат

Утвержден

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан

от « 17 » июня 2011 г. № 261

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. БАКАЛАВРИАТ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСО РК 5.04.019 – 2011

Астана, 2011

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию образования, образовательной траектории студентов, формированию образовательных программ, их структуре и оценке уровня подготовленности студентов.

Стандарт гармонизирован с международными документами в сфере высшего образования, рекомендациями программ «Руководство пользователя ECTS» («ECTS Users’ Guide»), «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe»).

Положения стандарта обязательны для применения высшими учебны­ми заведениями Республики Казахстан (далее – вузы), осуществляющими подготовку бакалавров и специалистов с высшим специальным образованием, независимо от их формы собственности, ве­домственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации вузов, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, работодателями и служит основой для оценки качества подготовки бакалавров и специалистов с высшим специальным образованием.

 

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на:

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152.

 

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.), Болонской декларацией (1999 г.) и другими международными документами в сфере образования, Европейской системой перевода и накопления кредитов.

В дополнение к ним в настоящем стандарте установлены следующие термины и определения.

3.1 Высшее специальное образование: Профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присвоением квалификации по конкретной специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет.

3.2 Бакалавриат: Профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присуждением академической степени «бакалавр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет.

3.3 Дескрипторы (Descriptors): Описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования. Дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц) ECTS.

3.4 Дипломная работа (проект): Выпускная работа с элементами научных исследований, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли.

3.5 Индивидуальный учебный план (ИУП): Учебный план студента, формируемый им на каждый учебный год самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин.

3.6 Каталог элективных дисциплин (КЭД): Систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий их краткое описание с указанием цели изучения, краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения (приобретаемые студентами знания, умения, навыки и компетенции). В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД должен обеспечивать студентам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.

3.7 Компонент по выбору: Перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых высшими учебными заведениями, выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов.

3.8 Компетенции: Способность студентов к применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

3.9 Обязательный компонент: Перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения.

3.10 Рабочий учебный план (РУП): Учебный документ, разрабатываемый организацией образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов студентов. В РУПе определяется перечень всех учебных дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору, трудоемкость каждой учебной дисциплины в кредитах, последовательность их изучения, виды учебных занятий и формы контроля.

3.11 Типовая учебная программа (ТУПр): Учебный документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплин обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом в области образования.

3.12 Типовой учебный план (ТУПл): Учебный документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, регламентирующий структуру и объем образовательной программы по циклам дисциплин, с указанием перечня и минимального объема кредитов дисциплин обязательного компонента, утверждаемый уполномоченным органом в области образования.

 

4 Общие положения

4.1 Образовательные программы высшего образования реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям бакалавриата и высшего специального образования, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

4.2 Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавров и дипломированных специалистов) в соответствии с:

— государственными общеобязательными стандартами образования по специальностям высшего образования, разрабатываемыми на основе настоящего стандарта;

— Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;

— рабочими учебными планами, академическим календарем;

— индивидуальными учебными планами студентов;

— учебными программами по дисциплинам.

4.3 Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по освоению профессиональной учебной программы высшего образования, присуждается академическая степень «бакалавр» и (или) квалификация.

4.4 Применение настоящего стандарта предусматривает достижение следующих целей:

— повышение качества высшего образования на основе обязательных требований к уровню подготовки студентов и создания системы контроля за эффективностью работы высших учебных заведений;

— упорядочение прав всех субъектов образовательной деятельности;

— повышение объективности и информативности оценки уровня обучения студентов и качества образовательных программ;

— создание условий для академической мобильности студентов;

— обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;

— обеспечение конвертируемости документов о высшем образовании для равноправного участия Республики Казахстан в меж­дународном образовательном пространстве.

4.5 Для достижения поставленных целей вузы могут использовать в соответствии с законодательством различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

4.6 ГОСО специальностей высшего образования должны соответствовать положениям настоящего стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ, нормативным срокам обучения и уровню подготовки студентов.

4.7 Перечень специальностей вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

4.8 Образовательные программы специальностей высшего образования разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций.

Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.

5 Требования к структуре и содержанию образовательных программ высшего образования

5.1 Структура образования формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.2 Образовательная программа бакалавриата содержит:

— теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

— дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическая культура, военная подготовка и др.;

— промежуточную и итоговую аттестации.

При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

5.3 Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации, самостоятельная работа студента.

5.4 Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.

5.5 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 1 или 2 кредита.

5.6 Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

5.7 Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена. Исключение составляют физическая культура, все виды профессиональных практик, курсовые и расчетно-графические работы (проекты), по которым сдают дифференцированный зачет.

5.8 Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

5.9 В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся государственный и русский языки (Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Кодекс Республики Казахстан).

5.10 Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

5.11 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.

5.12 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.

5.13 Содержание цикла ООД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура.

При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

5.14 В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Основы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» — дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.

По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.

5.15 В цикл ООД рекомендуется включать следующие дисциплины в качестве компонента по выбору: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент.

Исключение составляют специальности группы «Образование», где дисциплина «Самопознание» включена в обязательный компонент цикла базовых дисциплин.

5.16 Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.

5.17 В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов.

5.18 Объем дисциплин цикла ПД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.

5.19 Структура образовательной программы высшего образования приведена в таблице 1.

Таблица 1

 


пп/п
Наименование циклов и дисциплин Общая трудоемкость
в академических
часах
в кредитах
1 Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) 1485 33
1.1 Обязательный компонент 1485 33
История Казахстана 135 3
Философия 135 3
Иностранный язык 270 6
Казахский (Русский) язык 270 6
Информатика 135 3
Экология и устойчивое развитие 90 2
Социология 90 2
Политология 90 2
Основы экономической теории 90 2
Основы права 90 2
Основы безопасности жизнедеятельности 90 2
1.2 Компонент по выбору
2 Цикл базовых дисциплин (БД) 2880 64
2.1 Обязательный компонент 900 20
Профессиональный казахский (русский) язык 90 2
Профессионально-ориентированный иностранный язык 90 2
2.2 Компонент по выбору 1980 44
3 Цикл профилирующих дисциплин (ПД) 1440 32
3.1 Обязательный компонент 270 5
3.2 Компонент по выбору 1170 27
Итого теоретического обучения не менее 5805 не менее 129
4 Дополнительные виды обучения
4.1 Обязательный компонент
Физическая культура 360 8
Профессиональная практика (ПП)(по видам) в зависимости от вида практики 6*
4.2 Компонент по выбору
5 Итоговая аттестация
5.1 Написание и защита дипломной работы (проекта) 210 2
5.2 Государственный(е) экзамен(ы) по специальности (на 1 ГЭ) 105 1
П Р И М Е Ч А Н И Е:*По специальностям группы «Образование» от 6 до 20 кредитов;

по специальностям группы «Технические науки и технологии» от 6 до 15 кредитов.

При реализации профессиональных учебных программ высшего образования высшее учебное заведение имеет право:

— переносить изучение дисциплин из одного семестра в другой, не нарушая логику освоения профессиональной учебной программы;

— увеличивать объем дисциплин обязательного компонента за счет дополнительных видов обучения;

— сроки проведения практик определяются вузом самостоятельно с учетом пререквизитов.

 

6 Требования к планированию содержания образования

6.1 Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения.

6.2 Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

6.3 Программа образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ специальностей и учебных дисциплин.

6.4 Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов.

6.5 Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).

ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям высшего образования на основе государственных общеобязательных стандартов образования и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

6.6 В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

6.7 На основе ТУПл и КЭД по специальности студент с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого студента отдельно.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.

В целях недопущения хаотичного выбора студентами элективных дисциплин и реализации разработанных вузом в соответствии с п. 4.8 образовательных программ, рекомендуется в рамках КЭД представить на выбор студентам несколько образовательных траекторий – перечней элективных дисциплин и последовательности их изучения, позволяющих студенту «на выходе» в рамках специальности высшего образования получить дополнительно определенный перечень профессиональных навыков и компетенций, ориентированных на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей рынка труда и работодателей

6.8 РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов студентов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета.

РУП служит основой для составления расписания учебных занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

6.9 Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются высшим учебным заведением самостоятельно.

6.10 Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые и силлабусы.

6.11 Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

6.12 Силлабусы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением. При этом их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно.

6.13 Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется высшим учебным заведением самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

6.14 При кредитной технологии обучения увеличивается объем выполняемой студентами самостоятельной работы — работы по определенному перечню тем (в том числе отведенных на самостоятельное изучение), обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, отчетов и др.

6.15 Самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРСП), и на ту часть, которая выполняется полностью студентами самостоятельно (СРС).

6.16 СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

6.17 Соотношение между СРСП и СРС в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.

В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС.

6.18 Задача кредитной технологии обучения состоит в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. Соответственно реализуются следующие типовые циклы работы преподавателя и студентов.

1) Типовой единичный цикл работы преподавателя со студентами (РПС) включает следующие три основные функции.

Первая функция преподавателя – установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержания материала, рекомендаций по работе с учебно-методическими пособиями и др.). Этого должно быть достаточно для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Вторая функция преподавателя – консультативно-корректировочная. Она состоит в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов, проведении индивидуальных консультаций и осуществлении соответствующих корректировочных действий. Данную функцию в образовательном процессе выполняют тьюторы.

Третья функция преподавателя – контрольно-оценочная. Она предполагает проведение оценивания знаний, умений и навыков студентов в различных формах (письменный или устный экзамен, тестирование и др.), организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.

2) Типовой единичный цикл самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) включает следующие четыре основные функции.

Первая – предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д.

На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

6.19 Вуз обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

Каждый студент обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.

6.20 При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы бакалавриата согласно Приложениям 1 (для бакалавриата) и 2 (для высшего специального образования).

7 Объем учебной нагрузки студентов

7.1 Объем учебной нагрузки студента измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине.

7.2 Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя со студентом по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.

Один академический час всех видов практики, итоговой аттестации студентов равен 50 минутам.

7.3 При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

— аудиторной работы студента на протяжении академического периода в виде семестра;

— работы студента с преподавателем в период профессиональных практик;

— работы студента по написанию и защите дипломной работы (проекта);

— работы студента по подготовке и сдаче государственного экзамена по специальности.

7.4 Учебная нагрузка студента определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы студента дополняются соответствующим числом часов СРС таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка студента в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.

Занятия по физической культуре не сопровождаются дополнительными часами СРС.

Каждый академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим числом учебных часов дополнительной работы студента: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики.

Каждый академический час итоговой аттестации представляет собой один час (50 минут) контактной работы студента с преподавателем по написанию и защите дипломной работы (проекта) или работы студента с преподавателем по подготовке и сдаче государственного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации студентов сопровождается 6 часами СРС.

7.5 Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации, практик и каникул. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.

Общая продолжительность учебного года должна составлять не менее 36 недель.

7.6 Академический период в зависимости от его формы имеет для семестра – продолжительность 15 недель, для триместра – 10 недель и для квартала – 8 недель.

7.7 Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации студентов, продолжительность которого должна составлять не менее 1 недели.

В период промежуточной аттестации проводится итоговый контроль по всем изученным дисциплинам и с учетом оценок текущей успеваемости (среднее арифметическое оценок по результатам текущего и рубежных контролей) выводятся итоговые оценки по дисциплинам.

В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60%, а доля оценки итогового контроля – не менее 30%.

7.8 Каникулы предоставляются студентам после каждого академического периода. При этом продолжительность каникулярного времени в учебном году должна составлять не менее 7 недель.

7.9 Профессиональная практика является обязательной компонентой профессиональной учебной программы высшего образования. Она подразделяется на учебную, педагогическую, производственную и преддипломную.

Общий объем всех видов профессиональных практик должен составлять не менее 6 кредитов. По группе специальностей «Образование» объем профессиональной практики может составлять от 6 до 20 кредитов, по группе специальностей «Технические науки и технологии» — от 6 до 15 кредитов.

Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы студента на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 мин.) для учебной практики, 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 0,5 недели для учебной практики, 1 неделя – для педагогической практики, 2,5 недели – для производственной практики.

7.10 Планирование итоговой аттестации студентов в неделях определяется исходя из нормативного времени работы студентов в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРС, при 6-дневной рабочей неделе).

Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов, то есть 2 недели. Из них 15 контактных часов работы студента с преподавателем и 90 часов СРС.

На подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности отводится 1 кредит, т.е. 2 недели.

На написание и защиту дипломной работы (проекта) отводится 2 кредита, т.е. соответственно 4 недели. При этом  в 2 кредита входит оформление и защита дипломной работы (проекта). Сам процесс выполнения дипломной работы (проекта) осуществляется заблаговременно в ходе профессиональной практики и на завершающем этапе теоретического обучения.

7.11 Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоении кредитов студентами в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе.

7.12 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра является освоение студентом не менее 129 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практик, не менее 2 кредитов на написание и защиту дипломной работы (проекта) и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности.

С учетом специфики отдельных специальностей (включая программы высшего специального образования) основным критерием завершенности образовательного процесса может являться освоение студентом:

по группе «Искусство» — до 160-180 кредитов теоретического обучения;

по группе «Военное дело и безопасность» — до 170-190 кредитов;

по группе «Ветеринария» — до 160 кредитов;

по группе «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина) – до 190-224 кредитов.

При этом вуз может увеличить объем кредитов, необходимых для освоения, по реализуемым образовательным программам в зависимости от их особенностей.

В случае досрочного освоения образовательной программы бакалавриата и выполнения предусмотренных к ней требований, студенту присуждается академическая степень «бакалавр» независимо от срока обучения.

7.13 В течение одного академического периода при семестровой его организации студент очной формы обучения должен освоить по программам бакалавриата не менее 18-22 кредитов, заочной формы обучения – 9-12 кредитов, вечерней формы обучения – 12-15 кредитов.

7.14 При триместровой или квартальной формах академического периода количество осваиваемых кредитов соответственно пересчитывается.

7.15 При формировании образовательной программы по группе специальностей «Образование» высшие учебные заведения учитывают функционирование малокомплектных школ.

Студентам педагогических специальностей предоставляется возможность одновременного освоения дисциплин по смежной специальности. В этом случае студенты могут освоить в одном академическом периоде до 30 кредитов.

 

8 Требования к образовательной среде

8.1 Вуз организует учебный процесс в соответствии с полученной лицензией и должно соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности при лицензировании.

8.2 Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних студентов.

8.3 Требования к материально-технической и учебно-лабораторной базе:

Материально-техническая оснащенность вуза должна быть ориентирована на расширение его технических и технологических возможностей.

Вуз должен располагать основным объемом аудиторного фонда, необходимого для проведения учебных занятий по очной форме обучения не более чем в две смены, соответствующего санитарным нормам, и вспомогательных помещений;

Для проведения учебных занятий по языкам и языковым дисциплинам, а также организации самостоятельной работы студентов вуз должен иметь в полном количестве лингафонные кабинеты и аналогичное оборудование.

Вуз должен располагать компьютерными классами последнего поколения, интерактивными досками, позволяющие проведение в полном объеме учебные занятия согласно расписанию и организацию самостоятельной работы студентов.

Для реализации образовательных учебных программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования специальностей вуз должен иметь в наличии современное учебно-лабораторное оборудование, обеспеченное различными видами заданий (включая виртуальные лаборатории), программным обеспечением позволяющим выполнять соответствующие задания учебных программ.

8.4 Вуз обеспечивает каждого студента базой профессиональных практик, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами высшего образования в соответствии с профилем специальности.

8.5 Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности при лицензировании.

8.6 Требования к информационному и учебно-методическому обеспечению:

Реализация образовательных программ высшего образования обеспечивается свободным доступом каждого студента к информационным ресурсам и библиотечным фондам, наличием методических пособий и рекомендаций по всем модулям, дисциплинам и по всем видам занятий — практикумам, курсовому и дипломному проектированию, профессиональным практикам, самостоятельной работы студента, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами.

Вуз обеспечивает доступ студентов к учебной, научной, информационной базам, включая международные источники данных, размещаемым в электронных библиотеках.

Библиотечный фонд должен содержать издания основной учебной литературы по дисциплинам социального и гуманитарного профиля за последние 5 лет; по естественным, техническим, сельскохозяйственным и другим дисциплинам — за последние 10 лет.

Обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях для институтов, высших школ, высших училищ — не менее 10 % дисциплин учебного плана специальности; для академий, консерваторий — не менее 15 % дисциплин учебного плана специальности; для университетов — не менее 20 % дисциплин учебного плана специальности.

Наличие фонда учебной и научной литературы по отношению к приведенному контингенту студентов на полный цикл обучения в количестве не менее 140 единиц печатных изданий. При этом издания на казахском и русском языках должны быть пропорциональны контингенту студентов по языкам обучения.

Информационное и учебно-методическое обеспечение осуществляется с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу студентов.

9 Требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников

9.1 Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 1 уровня обучения (бакалавриат).

Дескрипторы первого уровня предполагают способности:

— демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;

— применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;

— формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;

— осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;

— сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.

9.2 Общие компетенции высшего образования формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, специальным компетенциям.

9.3 Требование к общей образованности:

— обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;

— обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;

— владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.

9.4 Требования к социально-этическим компетенциям:

− знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;

− соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;

− знать традиции и культуру народов Казахстана;

− быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;

− знать основы правовой системы и законодательства Казахстана;

− знать тенденции социального развития общества;

− уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях;

− быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;

− уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;

− стремиться к профессиональному и личностному росту.

9.5 Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям:

− обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;

− знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике.

9.6 Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей:

− уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;

− быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;

− владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска.

9.7 Специальные компетенции разрабатываются для каждой специальности высшего образования с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

9.8 Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого вузом объема учебной нагрузки обеспечивается различными видами контроля.

9.9 Контроль учебных достижений студентов и оценка их знаний по циклам дисциплин или по отдельным дисциплинам осуществ­ляется Офисом (отделом, сектором) регистратора на рубежных этапах учебного процесса (по завершении каждого академического периода и учебного года) и должна быть ориентирована на итоговые результаты обуче­ния.

Контроль знаний, умений, навыков и компетенций выпускников осуществляется при проведении их итоговой аттестации.

9.10 Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования присуждается академическая степень «бакалавр» и (или) присваивается квалификация и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).