“С чувством особой гордости я всегда помню, что полвека назад, закончив этот университет, именовавшийся тогда ВТУЗом, в числе других выпускников я получил путевку на производство”


Н. А. Назарбаев

Блог ректора

Карагандинский государственный индустриальный университет — ведущий вуз Казахстана по подготовке высококвалифицированных...

Подробнее »

Новости

Архив

  • 03.05.2018: Поступайте к нам учиться!

    День открытых дверей «Абитуриент-2018» для выпускников темиртауских школ прошел 3 мая в КГИУ. Такие мероприятия на протяжении уже многих лет традиционно проводятся в вузе для тех, в чьих руках – буду...
  • 03.05.2018: «Лучшая научно-инновационная идея»

    В Карагандинском государственном индустриальном университете прошел конкурс «Лучшая научно-инновационная идея», в котором приняли участие студенты и магистранты КГИУ, а также учащиеся ОСШ № 21 и школ...
  • 02.05.2018: Лекции читает профессор из Каталонии

    В течение недели в КГИУ читает лекции профессор Политехнического университета Каталонии Жорди Касадемон. Профессор Касадемон прибыл в университет в рамках программы «Эразмус+» 29 апреля. Он читает ле...
  • 02.05.2018: Единство народа Казахстана

    Руководители, сотрудники и студенты Карагандинского государственного индустриального университета приняли участие в шествии, посвященном Дню единства народа Казахстана. В ярко оформленной колонне про...
  • 30.04.2018: Поздравляем!

    Руководство и коллектив КГИУ поздравляет темиртаусцев с Днем единства народа Казахстана! Темиртау – уникальный город, который стал родным домом для представителей сотни национальностей! От всей души...
  • 30.04.2018: Объявление!

    2 мая в среду в 16.00ч. в 200 аудитории главного корпуса будет проводиться тестирование на знание английского языка для кандидатов по академической мобильности. ...
  • 30.04.2018: Вниманию выпускников общеобразовательных школ и их родителей!

    3 мая в 15.00 в актовом зале нового корпуса Карагандинского государственного индустриального университета состоится День открытых дверей. Приглашаем всех желающих! ...
  • 30.04.2018: Публикация в журнале «Высшая школа Казахстана», №1/2018 (21)

                ...
  • 30.04.2018: «Лучший студент 2018 года»

    Информация о двух представительницах КГИУ и их портреты включены в первый номер студенческой книжной коллекции «Жас Қыран», запущенный в рамках республиканского проекта «Лучший студент». Организаторо...
  • 30.04.2018: «Человек, его права и свободы – высшая ценность»

    Третьекурсница Карагандинского государственного индустриального университета Арайлым Смайл удостоена благодарственного письма за участие в республиканском конкурсе эссе, посвященном 20-летию конститу...

Конференции

Архив

Докторантура

Утвержден

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан

от « 17 » июня 2011 г. № 261

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДОКТОРАНТУРА.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГОСО РК 5.04.034 – 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2011

1 Область применения

 Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD, образовательной траектории обучающихся, структуре и содержанию образования, оценке полученного выпускниками уровня образования и академической степени.

Стандарт гармонизирован с международными документами в сфере высшего образования, рекомендациями программ «Руководство пользователя ECTS» («ECTS Users’ Guide»), «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe»).

Положения стандарта обязательны для применения высшими учебными заведениями Республики Казахстан (далее – вузы), осуществляющими подготовку докторов философии (PhD) и/или докторов по профилю независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации организаций образования и науки, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, работодателями и служит основой для оценки качества подготовки докторантов.

 

 2 Нормативные ссылки

 В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261;

ГОСО РК 5.04.033-2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения»,  утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 261;

Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152;

Типовое положение о диссертационном совете, утвержденное приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 126;

Правила присуждения ученых степеней, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 127;

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (с изменениями и дополнениями от 16 марта 2011 года № 94).

3  Термины и определения

 В настоящем стандарте применяются сокращения, термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.), ГОСО РК 5.04.019-2011 «Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения», ГОСО РК 5.04.033-2011 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения», Болонской декларацией (1999 г.) и другими международными документами в сфере образования, Европейской системой перевода и накопления кредитов.

В дополнение к ним в настоящем стандарте установлены следующие термины и определения:

3.1 Докторантура: Профессиональная образовательная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD) или доктор по профилю с нормативным сроком обучения не менее 3 лет.

3.3 Докторант: Лицо, обучающееся в докторантуре.

3.5 Докторская диссертация: Научная работа, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны.

4 Общие положения

4.1 Образовательные программы докторантуры реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям докторантуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и договора с аккредитованными научными организациями-партнерами о сотрудничестве по совместному выполнению соответствующих научных и образовательных программ и предоставлению исследовательской базы.

4.2 Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку докторов философии (PhD) и докторов по профилю в соответствии с:

— государственными общеобязательными стандартами образования по специальностям докторантуры, разрабатываемыми на основе настоящего стандарта;

— Классификатором специальностей высшего и послевузовского   образования Республики Казахстан;

— рабочими учебными планами, академическим календарем;

— индивидуальными учебными планами докторантов;

— учебными программами по дисциплинам.

4.3 Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в докторантуре с присуждением ученой степени доктора философии (PhD) и доктора по профилю со сроком обучения не менее трех лет.

4.4 Образовательная программа подготовки доктора PhD имеет научно-педагогическую направленность и предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям наук для системы высшего и послевузовского образования и научной сферы.

4.5 Образовательная программа подготовки доктора по профилю  предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по соответствующим направлениям науки для отраслей национальной экономики, социальной сферы: образования, медицины, права, искусства, сферы услуг и бизнеса.

4.6 Обучение в докторантуре осуществляется только по очной форме на основе государственного образовательного заказа.

4.7 Вуз, реализующий образовательные программы докторантуры должен иметь соглашения о сотрудничестве в области образования и науки с зарубежными вузами и научными центрами, реализующими аккредитованные образовательные программы докторантуры.

4.8 Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктора PhD или доктора по профилю.

4.9 Положения настоящего стандарта имеет следующие цели:

— обеспечение гарантии качества образования за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки докторантов и образовательной деятельности высших учебных заведений;

— упорядочение прав субъектов образовательной деятельности;

— повышение объективности и информативности оценки подготовки докторантов и качества образовательных программ;

— создание условий для академической мобильности докторантов;

— обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;

— обеспечение признания документов Республики Казахстан о присуждении ученой степени доктор PhD или доктор по профилю в международном образовательном пространстве и на международном рынке труда.

4.10 ГОСО специальностей докторантуры должны соответствовать положениям настоящего стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ докторантуры, нормативным срокам обучения и уровню подготовки докторантов.

Перечень специальностей докторантуры вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

Образовательные программы специальностей докторантуры разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций.

Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных обучающимися по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.

5  Требования к структуре и содержанию образовательных программ докторантуры

5.1 Структура образовательной программы докторантуры содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.2 Образовательная программа докторантуры содержит:

— теоретическое обучение, включающее изучение цикла базовых и профилирующих дисциплин;

— профессиональную практику;

— научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу, включая выполнение докторской диссертации;

— промежуточную и итоговую аттестации.

5.3 Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

На «входе» докторант должен иметь все пререквизиты необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы докторантуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

При отсутствии необходимых пререквизитов докторанту разрешается их освоить  на платной основе. В данном случае обучение в докторантуре начинается после  полного освоения докторантом пререквизитов.

5.4 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

5.5 Во всех формах учебных планов докторантуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.

Каждая дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого докторанты сдают итоговый контроль в форме экзамена.

5.6 Образовательные программы докторантуры проектируются на основании модульной системы.

5.7 Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

5.8 Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 15 кредитов, из них  20% отводится на дисциплины обязательного компонента и 80% – на дисциплины компонента по выбору.

5.9 Объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 15 кредитов.

Дисциплины цикла ПД относятся к компоненту по выбору и определяются вузом самостоятельно.

5.10 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента.

5.11 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и потребностями рынка труда.

5.12 Структура образовательной программы докторантуры также  предусматривает:

— исследовательскую и инновационную деятельность, в том числе выполнение докторской диссертации;

— практическую подготовку обучающихся, включающую различные виды практик и стажировок.

5.13 Содержание образовательной программы докторантуры устанавливается в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 

№ п/п

Наименование  дисциплин и видов деятельности

Объем в кредитах

1.

Цикл базовых дисциплин (БД):

15

1.1

Обязательный компонент (ОК)

3*

1.2

Компонент по выбору  (КВ)

12

2

Цикл профилирующих  (ПД):

15

3

Педагогическая и/или производственная практика (ППП)

не менее 6**

5

Научно-исследовательская (экспериментальная)  работа докторанта, включая выполнение докторской диссертации (НИРД/ЭИРД)

19

5.1

Выполнение докторской диссертации

10

6

Итоговая  аттестация (ИА)

5

6.1

Комплексный экзамен (КЭ)

1

6.2

Оформление и защита докторской диссертации (ЗД)

4

Итого

Не менее 60

Примечание:

* Количество кредитов обязательного компонента цикла базовых дисциплин обучающихся 2008-2010 гг. приема составляет 6 кредитов

** Количество кредитов, выделяемых на практику, устанавливается вузом самостоятельно и не входит в общую трудоемкость.

 

 

5.14 Результаты научных исследований докторанта должны быть опубликованы в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней.

 

 6 Требования к планированию содержания образования

6.1 Организация образовательной деятельности осуществляется посредством  планирования учебного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения.

6.2  Структура содержания образования определяется в соответствии с  установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др.

6.3 Программа образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ специальностей и учебных дисциплин.

Образовательная программа подготовки доктора включает в себя учебный план, учебно-методические комплексы дисциплин, программы практик (педагогической/профессиональной) и индивидуальный план научно-исследовательской работы.

6.4 Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется высшим учебным заведением самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

6.5 Планирование и организация образовательной деятельности осуществляется на основе учебных планов.

6.6 Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).

ТУПл разрабатываются по конкретным специальным докторантуры на основе государственных общеобязательных стандартов образования и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРД, комплексного экзамена, оформление и защиты докторской диссертации) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

6.7 В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

6.8 На основе ТУПл и КЭД по специальности докторант составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого докторант а отдельно.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД. Объем каждой дисциплины обязательного компонента и общее количество кредитов компонента по выбору, осваиваемых докторантом, должны быть не менее, чем это установлено ГОСО.

6.9 РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов докторантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета.

РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

6.10 Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются вузом самостоятельно.

6.11 Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые и силлабусы.

Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

Силлабусы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно. При этом разработка силлабусов по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе типовых учебных программ, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно.

6.12 Докторант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется с помощью эдвайзера и научных консультантов.

6.13 Индивидуальный план работы докторанта составляется на весь период обучения, который включает следующие разделы:

— ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);

— научно-исследовательскую/экспериментально-исследовательскую работу (тему, направление исследования, сроки и форму отчетности);

— практику (программа, база, сроки и форма отчетности);

— тема докторской диссертации с обоснованием и структурой;

— план выполнения докторской диссертации;

—  план научных публикаций и стажировок, в том числе зарубежных.

6.14 Учебные занятия в докторантуре должны проводиться с использованием  инновационных технологий и интерактивных методов обучения.

6.15 При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы докторантуры согласно Приложению 1.

 

7 Объем учебной нагрузки докторантов

 7.1 Объем учебной нагрузки докторантов измеряется в кредитах, осваиваемых ими в течение учебного года.

7.2 Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы и итоговой аттестации докторантов равен 50 минутам.

7.3 При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

— аудиторной работы докторанта на протяжении академического периода в виде семестра;

— работы докторанта в период профессиональной практики;

— работы докторанта с научными консультантами в период научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта (НИРД/ЭИРД);

— работы докторанта по написанию и защите докторской диссертации;

— работы докторанта по подготовке и сдаче комплексного экзамена.

7.4 Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы обучающегося дополняются соответствующим числом часов СРД таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка докторанта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 7 часам.

Каждый академический час практики сопровождается соответствующим числом часов (по 50 мин.) дополнительной работы обучающегося: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и  7 часами – для исследовательской практики.

Каждый академический час НИРД/ЭИРД, включая выполнение докторской диссертации, сопровождается 7 часами СРД.

Каждый академический час итоговой аттестации представляет собой учебный час контактной работы докторанта с преподавателем по написанию и защите докторской диссертации или работы докторанта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации обучающегося сопровождается 6 часами СРД.

7.5 При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой докторантами, которая подразделяется на два вида – на самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (СРДП) и на ту часть, которая выполняется полностью докторантами самостоятельно (СРД).

7.6 Самостоятельная работа докторанта под руководством преподавателя является внеаудиторным видом работы докторанта, которая выполняется им в контакте с преподавателем. СРДП выполняется по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

7.7 Соотношение между СРДП и СРД в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.

7.8 Для таких видов учебной работы как студийные и лабораторные занятия, научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, итоговая аттестация необходимость планирования СРДП и ее объем устанавливаются вузом самостоятельно.

7.9 Учебный год в докторантуре состоит из академических периодов, включая научно-исследовательскую/экспериментально-исследовательскую работу, периода промежуточной аттестации/итогового контроля, практик, каникул и на выпускном курсе – итоговой аттестации.

7.10 Академический период в зависимости от его формы имеет для семестра – продолжительность 15 недель, для триместра – 10 недель и для квартала — 8 недель.

7.11  Продолжительность промежуточной аттестации/итогового контроля  составляет  не менее 1 недели.

В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60%, а доля оценки итогового контроля – не менее 30%.

7.12 Каникулы предоставляются докторантам после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени в учебном году должна составлять не менее 5 недель.

7.13  Практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным  академическим календарем и индивидуальным планом работы в объеме, установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования по специальности.

7.14 Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы обучающегося на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики и 120 часов (по 50 мин.) для исследовательской практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 1 неделя – для педагогической практики, 2.5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.

7.15 Планирование итоговой аттестации обучающихся и НИРД/ЭИРД в неделях определяется исходя из нормативного времени работы докторанта в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРД, при 6-дневной рабочей неделе).

7.16 Одному кредиту НИРД соответствует 120 (15х8) часов работы докторанта, т.е. 2,2  недели.

Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов, то есть 2 недели. Из них 15 контактных часов работы докторанта с преподавателем и 90 часов СРД.

На подготовку и сдачу комплексного экзамена отводится 1 кредит (2 недели).

На оформление и защиту докторской диссертации отводится 4 кредита, т.е. 8 недель.

7.17 Выполнение докторской диссертации осуществляется в период НИРД/ЭИРД.

7.18 Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, освоения кредитов в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе.

7.19 Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

7.20 Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов философии (PhD)  или доктора по профилю является освоение докторантом не менее 60 кредитов, из них не менее 30 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практики.

В случае досрочного освоения образовательной программы докторантуры и успешной защиты диссертации докторанту присуждается ученая степень доктор PhD или доктор по профилю независимо от срока обучения.

7.21 Докторант, окончивший профильную докторантуру, может заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоения им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождения педагогической практики. Данный цикл осваивается в течение дополнительного академического периода (если не предусмотрен учебным планом), по завершении которого ему выдается соответствующий сертификат к основному диплому.

7.22 Докторанту, освоившему полный теоретический курс обучения  образовательной программы докторантуры, но не защитившему в установленный срок докторскую диссертацию, продлевается срок обучения в докторантуре на платной основе.

7.23 Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе.

 

 8 Требования к образовательной среде докторантуры

 8.1 Вуз организует учебный процесс в докторантуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности при лицензировании.

8.2 Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием иногородних докторантов.

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению:

Вуз, реализующий программы докторантуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы докторанта.

8.4 Требования к разработке образовательной программы подготовки докторантов, включая научные исследования:

Вузы, реализующие программы подготовки докторов PhD и докторов по профилю, разрабатывают и утверждают необходимые учебно-методические документы  (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик, программы научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы и др.).

Программы учебных дисциплин разрабатываются вузами, реализующими образовательные программы докторантуры, на основе государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям докторантуры.

Образовательные программы докторантуры в части профессиональной подготовки должны разрабатываться на основе изучения опыта высоко рейтинговых зарубежных вузов и научных центров, реализующих аккредитованные программы подготовки докторов PhD или докторов по профилю.

8.5 Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению:

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения докторантами образовательной программы докторантуры.

Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.

Информационное и учебно-методическое обеспечение осуществляется с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу докторантов.

8.6 Требования к организации практики и научных стажировок:

Практика проводится с целью формирования практических навыков научной, профессиональной деятельности.

Образовательная программа докторантуры должна включать:

— исследовательскую практику – для обучающихся по программе доктора философии (PhD);

—  производственную практику – для обучающихся по программе профильной докторантуры.

Исследовательская практика докторанта проводится с целью  изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований,  обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.

Производственная практика докторанта проводится с целью  закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.

Содержание исследовательской и производственной практик определяется темой докторской диссертации.

Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным учебным планом в сроки, определяемые академическим календарем и индивидуальным планом работы докторанта.

Индивидуальным планом работы докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

8.7 Требования к научно-исследовательской работе обучающегося по программе доктора философии (PhD):

Научно-исследовательская работа докторанта должна:

— соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская  диссертация;

— быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

— основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

— базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

— выполняться с использованием современных методов научных исследований;

— содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

8.8 Требования к экспериментально-исследовательской работе обучающегося по программе доктора по профилю:

Экспериментально-исследовательская работа докторанта должна:

— соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;

— быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

— основываться на современных достижениях науки, техники и производства и  содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;

— выполняться с применением  передовых  информационных технологий;

— содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

8.9 Результаты научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом  в виде краткого отчета.

8.10 Заключительным итогом научно-исследовательской/ экспериментально-исследовательской работы докторанта является докторская диссертация.

8.11 Основные    результаты         докторской диссертации должны быть опубликованы в соответствии с пунктом 5.14.

8.12 Требования к содержанию и оформлению докторской диссертации, их подготовке и защите определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области образования.

8.13 Докторская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка диссертации на предмет плагиата), который осуществляется   Национальным центром научно-технической информации.

8.14 Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности при лицензировании.

8.15  Научные школы должны быть признанными в масштабах страны или на международном уровне.

Индикатором признания являются публикации в научных изданиях с высоким импакт-фактором, выполняемые международные и отечественные научные проекты совместно с зарубежными партнерами.

8.16 Преподавательские кадры должны владеть современными интерактивными методами и технологиями обучения, использовать их в учебном процессе.

8.17  Докторанту в течение двух месяцев после зачисления для руководства докторской диссертацией назначается научное руководство.

Научное руководство и тема исследования докторанта на основании решения Ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.

8.18 Научное руководство докторантами осуществляет консультационная комиссия в количестве не менее 2-х человек, назначаемых из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD), один из которых – это ученый из зарубежного вуза.

Научными консультантами могут быть лица, активно занимающиеся научными исследованиями в данной отрасли наук (по профилю специальности) и имеющие опыт научного руководства.

 

9  Требования к результатам обучения и уровню подготовки выпускников

 9.1 Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов квалификации 3 уровня обучения (докторантура) и соответствуют приобретению выпускником докторантуры следующих способностей и навыков:

—       демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;

—       планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;

—       вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне;

—       критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;

—       сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности;

—       содействовать развитию общества, основанного на знаниях.

9.2 Общие компетенции докторантуры:

иметь представление:

—       об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;

—       о предметной, мировоззренческой и методологической специфике естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;

—        о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках;

—       о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;

—       о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;

—          о нормах взаимодействия в научном сообществе;

—          о педагогической и научной этике ученого-исследователя.

знать и понимать:

—    современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной науки в условиях глобализации и интернационализации;

—    методологию научного познания;

—    достижения мировой и казахстанской науки в соответствующей области;

—    (осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;

—    в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;

уметь:

—   организовывать,  планировать и реализовывать процесс научных исследований;

—   анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;

—   анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;

—   проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;

—   генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;

—   выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;

—   планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

 иметь навыки:

—        критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;

—        аналитической и экспериментальной научной деятельности;

—       планирования и  прогнозирования результатов исследования;

—       ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;

—       научного письма и научной коммуникации;

—       планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;

—       системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;

—       участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;

—       лидерского управления и руководства коллективом;

—       ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;

—       проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;

—       защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;

—       свободного общения на иностранном языке.

быть компетентным:

—       в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и роста информационных потоков;

—       в проведении теоретических и экспериментальных научных исследований;

—       в постановке и решении теоретических и прикладных задач в научном исследовании;

—       в проведении профессионального и всестороннего анализа проблем в соответствующей области;

—       в вопросах межличностного общения и управления человеческими ресурсами;

—       в вопросах вузовской подготовки специалистов;

—       в проведении экспертизы научных проектов и исследований;

—       в обеспечении постоянного профессионального роста. 

9.3 Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности докторантуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

9.4 Итоговая аттестация докторанта – форма государственного контроля учебных достижений докторанта, направленная на определение соответствия полученных им знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям докторантуры.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей в форме комплексного экзамена и защиты докторской  диссертации в соответствии с:

Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях;

Правилами присуждения ученых степеней;

Типовым положением о диссертационном совете.

9.5 При положительном решении Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы лицам, полностью выполнившим образовательную программу докторантуры и успешно защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктор философии (PhD) или доктор по профилю и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).