“С чувством особой гордости я всегда помню, что полвека назад, закончив этот университет, именовавшийся тогда ВТУЗом, в числе других выпускников я получил путевку на производство”


Н. А. Назарбаев

Блог ректора

Карагандинский государственный индустриальный университет — ведущий вуз Казахстана по подготовке высококвалифицированных...

Подробнее »

Новости

Архив

Конференции

Архив

Евразийская экономическая интеграция

 Преимущества Евразийской экономической интеграции

 1 января 2015 года вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном. ЕАЭС – это «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Среди сфер деятельности нового Союза следует выделить внешнюю торговлю и общую таможенную политику. Внешняя торговля будет осуществляться на основании принципов свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Члены ЕАЭС будут проводить скоординированную политику в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, энергетике и согласованно применять санитарные и технические нормы. Союз носит экономический характер.

Возвращаясь к Договору о ЕАЭС, следует отметить, что Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, «на условиях, согласованных государствами-членами». Ещё до вступления Договора в силу к нему присоединилось два государства: 10 октября 2014 года был подписан договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении, а 23 декабря Договор подписал Киргизстан. Армения присоединилась также ко всем другим заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам. Создание ЕАЭС стало результатом длительной подготовительной работы в рамках таких объединений, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Евразийская интеграция, создает благоприятные возможности для роста в Республике Казахстан экспортных отраслей перерабатывающей промышленности. В этом плане хорошие перспективы открываются у бизнеса в казахстанских областях, непосредственно прилегающих к российской границе. Другим плюсом от нового экономического союза, станет дополнительный приток иностранных инвестиций в казахстанскую экономику и создание совместных предприятий, поскольку уровень налогов в Казахстане по действующему законодательству меньше, чем в Беларуси и России. Наша страна выступит в роли окна для выхода иностранного бизнеса на единый рынок ЕЭС. Более того, инвесторам гарантируется стабильность налогового режима. Исключением будет налог на добавленную стоимость и акцизные сборы. Еще одним позитивным фактором от создания ЕЭС станет рост мобильности рабочей силы в рамках единого рынка. И, наконец, несомненным плюсом ЕЭС для Казахстана, станет рост объемов внешней торговли республики с Беларусью и Россией. Это должно привести к увеличению темпов роста ВВП, повышению конкуренции и качества продукции, созданию новых рабочих мест и росту социальной стабильности. Евразийская интеграция в экономической сфере заключается в том, что происходит она на принципах Всемирной торговой организации. Дело в том, что правила ВТО созданы по лекалам концепции провозглашающей свободу торговли и невмешательство государства в частный сектор экономики. На практике это означает минимум препятствий во взаимной торговле и для передвижения инвестиций. Эти препятствия выражаются в высоких экспортных и импортных пошлинах, квотах на ввоз определенных товаров и ограничениях на перемещение капитала. Все это применительно к внешнеторговой сфере, согласно идеологии, должно послужить, во-первых, экономическому росту и тем самым — росту благосостояния государств, ведущих свободную торговлю, во-вторых, повышению качества продукции и услуг и, в-третьих, максимальному удовлетворению потребностей. Впрочем, как показывает опыт развитых стран, свободная торговля действительно заметно повысила их благосостояние и выступала мощным стимулом экономического роста. Так что с высокой вероятностью можно утверждать, что создание ЕЭС в том виде, в каком его задумали архитекторы, с учетом планов Казахстана по вступлению в ВТО, позитивно скажется в первую очередь на добывающем секторе, упрочив позицию Казахстана в качестве поставщика сырья на глобальные рынки.

В Астане 29 мая 2014 г. подписан Договор о создании Евразийского экономического союза. Договор о ЕАЭС придаст дополнительный импульс взаимовыгодному, равноправному развитию экономик Казахстана, России и Беларуси, в том числе, в таких сферах как транспорт, энергетика, агропромышленный комплекс, а также будет способствовать развитию добросовестной конкуренции на общем рынке.

EvrAzEs1

Официально Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Александр Лукашенко создали новую организацию, которая призвана улучшить экономическое благосостояние каждого участника союза.

EvrAzEs2

После подписания документ, который состоит из более чем 1000 страниц, ожидает ратификация в парламентах.

«Нашим депутатам предстоит провести большую работу. Я предлагаю синхронизировать ее в трех государствах, чтобы с 1 января 2015 года союз уже начал функционировать», — сказал президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Работу создаваемого ЕАЭС будут еще обсуждать на саммите стран СНГ, который пройдет в октябре этого года в Минске. Следующая встреча сторон состоится в декабре в Москве.

«Документы подписаны, — сказал в завершение Президент РК. — Спасибо, коллеги!».

Евразийская интеграция является одной из самых важных тем для современного Казахстана.

Идеология и практика евразийской интеграции для Казахстана – это важная часть государственной политики.

Казахстан стал первым государством на пространстве бывшего СССР, активно продвигающим идею восстановления кооперационных связей, экономического сотрудничества на новой основе.

На смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) приходит Евразийский экономический Союз, который  начинает свою работу с 1 января 2015 года. По словам президента Республики Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, речь идет о сугубо экономической интеграции. Впервые о его создании заговорили в 1994 году, когда это предложил казахстанский лидер Нурсултан Абишевич Назарбаев. Евразийский экономический союз предусматривает создание общего рынка трех стран с численностью 170 миллионов человек. Будут созданы условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

 EvrAzEs3

 Первым шагом на пути евразийской интеграции стало создание в 1995 году ЕврАзЭС с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в него государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. В мае 2000 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой преобразования данного сообщества. Год спустя в новый состав ЕврАзЭС вошли РФ, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Вторым этапом стало образование Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана, в пределах которого действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 6 октября 2007 года был подписан договор о создании Таможенного союза. Но формально ТС начал свою работу 1 января 2010 года.

 EvrAzEs4

 Третьим этапом интеграции является создание Единого экономического пространства (ЕЭП). Решение об этом было принято 27 ноября 2009 года в Москве главами России, Беларуси, Казахстана. Целью ЕЭП является устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованная валютная политика.

Для реализации Евразийской интеграции президент Назарбаев выделил следующие векторы:

Так, первым вектором остается торговля и открытость границ. Расширение рынка впоследствии положительно скажется на качестве казахстанских товаров, над конкурентоспособностью которых теперь вынуждены работать отечественные бизнесмены.

Второе направление — развитие транспортной инфраструктуры, а говоря простым языком, создание качественных дорог, необходимых для развивающихся торговых отношений между странами континента. Географическое расположение Казахстана как нельзя более выгодно для эффективного использования транзитного потенциала страны.

Необходимо развитие общей транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию.

Эта тема получила свое развитие в недавнем обращении главы государства к Министерству транспорта и коммуникаций в ходе расширенного заседания правительства.

Мы должны создать новый Шелковый путь, свободный от коррупции, безопасный и комфортный. К 2016 году Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом региона.

Третий путь к интеграциистимулирование инвестиций и технологического обмена. Далее, четвертым шагом необходимо создать общий рынок капитала.

Интеграция европейских и азиатских финансовых рынков, а также совершенствование и гармонизация финансового регулирования.

Тремя последними направлениями президент назвал стабильные и новые источники энергии, обмен и развитие человеческих ресурсов и обеспечение продовольственной безопасности.

И здесь снова открывается огромный простор для Казахстана. Вопрос энергообеспечения остро встал на повестке дня европейских стран после Кавказского кризиса 2008 года. Европа создает альтернативные нефтяные трубопроводы, а Казахстанские энергоресурсы представляют для Запада немалый интерес.