Стратегический анализ
Внешние факторы современного состояния образовательной среды: Приоритетные направления развития казахстанского образования:
- совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;
- повышение престижа профессии педагога;
- формирование государственно-общественной системы управления образованием;
- обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
- достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;
- обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;
- формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.
Основные направления изменений на рынке образовательных услуг:
- разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение доступности качественного образования;
- обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
- усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;
- совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании (далее – ГЧП);
- совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;
- создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;
- развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
- обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны;
- обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;
- обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;
- создание условий для обучения в течение всей жизни, образование для всех;
- реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизма раскрытия потенциала молодежи.
Совершенствование перечня показателей деятельности образовательных учреждений и их критериев в связи:
- повышением инновационной составляющей образования;
- изменениями экономической политики в образовании;
- интеграцией казахстанского образования в европейское и мировое образовательное пространство,
- переносом акцента с оценки качества условий и процесса на оценивание эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения,
- увеличение роли работодателей в системе гарантии качества образования.
Недостатки на рынке образовательных услуг:
- недостаточное финансирование образования;
- низкий статус профессии педагога;
- недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
- дефицит высококвалифицированных педагогических кадров;
- слабо развит менеджмент в образовании;
- недостаточно развита система государственно – частного партнерства (далее – ГЧП) в образовании;
- слабо развита информатизация образования;
- отсутствие интеграции содержания общего среднего и высшего образования;
- неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;
- отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов;
- отсутствие интеграции высшего образования, науки и экономики;
- недостаточное участие общества в проводимых изменениях;
- неадекватность содержания подготовки специалистов требованиям рынка труда;
- снижение качества при росте массовости высшего образования.
Основные принципы, которые будут реализовываться при руководстве вузом на период до 2015 года
- унаследованность;
- традиционность принципов обучения;
- инерционность;
- последействие.
Внутренние факторы развития университета
Итогом всего предшествующего развития является создание мощного образовательного, научно-исследовательского, культурного потенциала, позволяющего на следующем этапе решать еще более масштабные задачи.
На основании:
- данных по деятельности университета: образовательной, научной, инновационной, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, организация научно-исследовательской работы студентов, воспитательная и социальная работа, информационно-библиографическое обеспечение образовательной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, кадровое обеспечение, стратегическое партнерство;
- анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций, с учетом исследования внешнего окружения, проведена диагностика сильных и слабых сторон деятельности университета, что явилось базой для разработки стратегии.