Учебно-методическая работа
Правила
организации учебно-методической работы в организациях образования
1. Общие положения
1. Правила организации учебно-методической работы в организациях образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании».
2. Настоящие правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
3. В Правилах используются следующие основные понятия:
учебно-методическая работа – это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;
методист – педагогический работник организации образования выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;
методический (учебно-методический, научно-методический) совет – форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;
заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе – должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;
учебно-методическое управление (центр, отдел, кабинет) – структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;
учебно-методические объединения – объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей предметов), территориальному признакам для внесения предложений, рекомендаций по реализации образовательных программ различных уровней.
4. Задачам учебно-методической работы в организациях образования являются:
научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.
5. Учебно-методическая работа в организациях образования (далее — учебно-методическая работа) осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами.
2. Содержание учебно-методической работы в организациях образования
6. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования включает следующие направления:
1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность;
2) ознакомление с нормативными документами в области образования;
3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы.
4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идеи, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями;
5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования;
6) анализ качества преподавания, уровня достижения обучения, воспитания учащихся;
7) активное участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;
8) разработка и выпуск методической продукции;
7. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы начального профессионального образования включает следующие направления:
1) организация изучения и анализ нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение в них дополнений и коррективов;
2) обсуждение авторских программ, предложенных для апробирования в учебном заведении;
3) внесение предложений по изменению перечня профессий с учетом требований рынка труда;
4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля; анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов;
5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведение учебных занятий и внеурочных мероприятий.
6) Организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения;
7) Организация и проведение конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям;
8) Организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;
9) Совершенствование работы по педагогике сотрудничества самоуправлению, привлечению учащихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.
8. Учебно-методическая работа в организациях образования реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования включает следующие направления:
1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего профессионального образования; государственных общеобязательных стандартов образования;
2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;
3) разработка рабочих учебных, календарных и поурочных планов рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;
4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;
5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового опыта и информатизации образования;
6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;
7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения;
8) внесение предложений по унификации образовательных программ по родственным специальностям;
9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;
10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;
11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся;
12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками;
13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;
15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;
16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы;
17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;
18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;
19) разработка методического обеспечения по трудоустройству выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников);
20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;
21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения.
3. Порядок организации учебно-методической работы в структурных подразделениях организаций образования
9. Учебно-методическая работа осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (кафедрах, отделениях, факультетах, филиалах) и в специализированных структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).
10. Специализированные структурные подразделения осуществляют учебно-методическую работу на основе настоящих Правил: положения утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования.
11. Работниками специализированных структурных подразделений по учебно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.
12. Специализированные структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую работу:
1) руководство учебно-методической работой кафедр, отделений, факультетов;
2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами;
3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической продукции.
13. Коллегиальное управление учебно-методической работой осуществляется в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования и настоящими Правилами.
14. Руководство учебно-методической работой учебных заведений реализующих образовательные программы среднего общего образования осуществляет методический кабинет местного органа управления образованием.
15. Непосредственное руководство учебно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
16. Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы – методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования.
17. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.
18. Методические предметные и цикловые комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям.
При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.
19. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения. К работе методических комиссий могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.
20. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования.
21. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, советами структурных подразделений (факультетов, отделений), специализированными структурными подразделениями по учебно-методической работе организации образования и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования.
22. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
23. Организация разработки и издания учебной литературы для организаций образования, осуществляется в порядке, установленном центральным исполнительным органом в области образования.
24. Разработка учебников, учебно-методических пособий осуществляется автором или авторским коллективом из числа высококвалифицированных специалистов. Макет учебника, учебно-методического пособия проходит обсуждение в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений и после получения их положительного заключения, направляется на рассмотрение совета организации образования. Рекомендованный советом организации образования макет учебника, учебно-методического пособия не менее чем с 3 рецензиями специалистов с ученой степенью и учителями с высшими категориями соответствующей отрасли наук для проведения экспертизы и получения разрешения к использованию представляется в центральный исполнительный орган в области образования.
25. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организаций образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.