Программа совершенствования образовательной деятельности до 2015 г.
К стратегическим целям в образовательной сфере относятся:
Сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников университета.
Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, республиканском и выход на международный уровень. Создание системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего периода их трудовой деятельности.
Развитие материально-технической базы для обеспечения эффективной образовательной деятельности.
Усиление и обновление кадрового состава с целью достижения высоких результатов в области образования, научной и воспитательной деятельности.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- Обновление и совершенствование содержания профессионального образования.
- Создание системы кадрового обеспечения образовательного процесса.
- Использование интерактивных средств обучения и контроля знаний.
- Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, республиканского и международного уровня.
- Внедрение системного подхода к формированию образовательных программ, наиболее полно отвечающих потребностям региона.
- Создание единой системы управления сферами дополнительного,
- технического и профессионального образования и послевузовского профессионального образования.
- Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями, создание кафедр на их территориях.
- Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательной деятельности.
- Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса.
- Расширение системы повышения квалификации и переподготовки кадров для региона.
- Формирование и развитие эффективных механизмов управления образовательным процессом.
- Обеспечение безусловного приоритета фундаментальной подготовки студентов, магистрантов и докторантов по программе PhD и тесной связи учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью университета.
- Формирование целостного подхода к процессу обучения, учебно-исследовательской деятельности и воспитанию студентов, магистрантов и докторантов по программе PhD.
- Разработка и внедрение системы взаимодействия (факультетов, кафедр) с организациями-заказчиками и потребителями специалистов-выпускников.
- Создание условий для функционирования и развития системы «выращивания» молодых преподавательских кадров через научно-педагогическую магистратуру и докторантуру по программе PhD.
- Оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, повышающих производительность труда преподавателей и эффективность организации учебной деятельности студентов, магистрантов и докторантов по программе PhD.
- Совершенствование внутривузовской системы качества; участие в процессе управления и оценки качества, как работодателей так и общественности.
- Постепенное осуществление реструктуризации учебного процесса, направленной на повышение роли самостоятельной работы студентов через формирование у них умений и навыков самообразования.
Стратегия перехода на новые, инновационные формы организации образовательной деятельности, образовательных технологий и методов обучения
Основными задачами по разработке и внедрению прогрессивных форм организации образовательной деятельности новых образовательных технологий и активных методов обучения являются:
- разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и технологий, прогрессивных форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности обучающегося, его способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию;
- формирование и развитие прогностических концептуальных подходов и альтернативных систем и моделей демократического и гуманистического образования;
- переход к компетентностному подходу в организации образовательного процесса;
- переход к интегрированным формам организации образовательного процесса.
В основе системы находятся отраслевые квалификационные стандарты профессиональных компетенций, в разработке которых будет участвовать в тесном сотрудничестве с отраслевыми организациями работодателей, а также с другими заинтересованными сторонами.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели — подготовке высоко квалифицированного выпускника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Переход к компетентностному подходу в организации образовательного процесса не возможен без внедрения активных методов обучения. Поэтому, при организации учебного процесса планируется широкое использование активных методов обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры.
Разработка методических материалов и создание информационных ресурсов остается в числе приоритетных направлений деятельности университета. При этом будут решены следующие задачи:
- увеличен выпуск учебников, в том числе и на государственном языке, по общепрофессиональным, базовым и профильным дисциплинам;
- увеличен выпуск учебных пособий на государственном языке;
- существенно расширен выпуск учебно-методических изданий, содержащих контрольно-измерительные материалы и оценочные средства (в том числе сборники тестов по дисциплинам) с целью проведения мониторинга остаточных знаний.
Развитие дополнительного профессионального образования.
- Реализация широкого спектра программ ДПО, направленных на решение конкретных профессиональных, социальных и личностных проблем. Повышение качества ДПО.
- Обеспечение мобильности решения производственно-образовательных задач.
- Формирование и использование системы критериев для анализа удовлетворенности потребителей услуг ДПО.
- Внедрение механизма анализа эффективности и результативности ДПО.
- Постоянное расширение возможностей получения студентами, магистрантами и докторантами по программе PhD дополнительных видов подготовки.