БАХЫТ ЖАУТИКОВ: МЫ РАБОТАЕМ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
[дата публикации: 25.05.2017, 15:37:38, опубликовал: Әкімшілік]
– Бахыт Ахатович, сейчас говорят о необходимости охвата молодежи высшим образованием. В порядке аргумента приводится статистика: за последние 40 лет количество студентов в мире увеличилось в шесть раз, ежегодно в вузы поступает более 150 млн человек. Вместе с тем наблюдается и тенденция уменьшения количества абитуриентов, поступающих в вузы…
– Это естественное явление. В среднем, каждые четверть века в постсоветских странах возникает так называемая «демографическая яма». В нашем случае подобная тенденция возникла в 2008-2010 годах, что прямо отразилось на притоке абитуриентов и статистике вузовских выпускников. Нетрудно подсчитать, что наибольший приток абитуриентов ожидается после 2020 года.
Что такое «университет» в современном понимании? Это локомотив экономики. Университетский бум в Японии возник в 80-х годах прошлого века, когда 70 процентов рабочих имели высшее образование. А экономические достижения Страны Восходящего Солнца общеизвестны. Но массовая потребность высшего образования и осознание статуса университета как локомотива экономики приходят не сразу. Для этого потребуются десятки лет. В советское время мы ценили высшее образование, поскольку тогда существовала плановая экономика, и знания, полученные в вузах, служили залогом стабильного экономического развития. В настоящее время главным показателем образованности выпускника вуза служит его трудоустройство.
– Вопросы, касаемые, как вы пояснили, главного показателя студента – его трудоустройства. Каковы формы содействия по трудоустройству, чтобы достичь высокого показателя – 85%? Ваш вуз не теряет связь с выпускниками?
– Наш университет строит свою работу по подготовке выпускников с учетом потребностей специалистов на рынке труда. Востребованность выпускников объясняется наличием в университете специальностей, необходимых нашему региону, и качеством их подготовки.
Выпускники, освоившие основную образовательную программу, подготовлены к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и профильной подготовкой, обязательной практикой и востребованы на рынке труда.
Помимо трудоустройства, наш университет содействует профессиональной подготовке и повышению квалификации выпускников. А связь с выпускниками осуществляется посредством формирования базы данных о них, приглашения на традиционные мероприятия, теоретические и методические семинары и общеуниверситетские мероприятия.
– В новой госпрограмме развития образования и науки приводится немало фактов в пользу трехъязычного образования. По мнению разработчиков, эта идея объединит все слои населения нашей страны и позволит казахоговорящему и русскоговорящему населению объединиться в общем информационном поле, понимать друг друга. Как практически, на ваш взгляд, должна создаваться полиязычная среда для студентов?
– Для Казахстана трехъязычное образование – объективная необходимость в современном обществе, а изучение английского языка – мировая тенденция. Наши студенты должны «догнать» своих сверстников по освоенным знаниям, чтобы во взрослой жизни составить конкуренцию зарубежным специалистам. Знание английского обеспечит им доступ к новейшим достижениям в сфере IT-технологий, машиностроения, биомедицины, кибернетики и других наук.
Теперь о переходе в полиязычную среду общения. Например, в школах, колледжах и вузах Германии обучение ведется на немецком языке, а между собой приехавшая из разных стран молодежь легко общается на английском. В Израиле в обязательном порядке используются три языка: два государственных (иврит и арабский) и английский. Аналогичная тенденция намечается и в Казахстане. Находясь в Далласе (штат Техас, США), я слышал, в основном, испанскую речь, поскольку большинство населения здесь испаноязычное. Однако вся официальная документация составляется только на государственном английском языке.
Кстати, вам известно, что первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский был сторонником перехода русского языка на латиницу? По его инициативе в 1929 году наркомат просвещения образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. В протоколе заседания этой комиссии так и написано: «Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе неизбежен…». Правда, латинизация не нашла поддержки у руководства большевистской России.
Процесс перехода в полиязычную среду в Казахстане должен проходить плавно и постепенно, с учетом всех особенностей отечественной системы образования. В первую очередь, нужно создать само информационное поле посредством ввода трехъязычного обучения в школах, где учащиеся будут заниматься по передовым зарубежным изданиям без перевода учебников с одного языка на другой. Для этого потребуется определенное время. Сейчас программа-минимум заключается в повышении уровня преподавания в сельских школах до уровня городских, а казахских школ – до уровня школ с русским языком обучения.
– Бахыт Ахатович, на вопрос «Как поднять престиж профессии педагога?» преподаватели разных уровней – от школьного учителя до ректора вуза – как правило, отвечают: «Необходима государственная поддержка». Звучит весьма туманно… Как по-настоящему поднять статус педагога в обществе?
– Для того чтобы выпускники школ считали за честь поступить в педагогический вуз, необходимо принять ряд комплексных мер. Во-первых, нужно улучшить качество преподавания путем создания соответствующей научно-технической базы. Плюс, естественно, повышение зарплаты преподавателя. Кроме того, должен присутствовать и идеологический аспект, когда перенимается опыт зарубежных стран, где профессия педагога считается престижной.
В целях повышения качества преподавания и обмена опытом на сегодняшний день на производстве созданы филиалы кафедр, где проводятся некоторые практические или лабораторные занятия, проходят защита курсовых и дипломных работ, стажировки преподавателей, методические и научные семинары. Региональный центр Болонского процесса организовал семинар, посвященный формированию модульных образовательных программ на основе компетентностного подхода.
Для нас новая госпрограмма развития образования и науки не стала неожиданностью, поскольку мы всегда работаем на опережение.
Адам Гурьев
По материалам «Бiлiмдi ел – Образованная страна», Выпуск 10(47) – 31 мая 2016 г.