Программа совершенствования внутривузовской системы управления качеством
Основополагающий документ программы
«ПОЛИТИКА РГП «КГИУ» в области качества образования»
- Обеспечение одной из ведущей роли РГП «КГИУ» в образовании и науке Карагандинского региона, в том числе посредством развития эффективной системы менеджмента качества (СМК) университета.
- Реализация дополнительных образовательных программ непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, нацеленных на обеспечение их конкурентоспособности и востребованности социально – экономической средой страны.
- Кооперация и взаимодействие с предприятиями Карагандинской области и других регионов страны, осуществление совместных образовательных, научных и инновационных программ и проектов, основанных на высоком научно-техническом и информационном потенциале университета.
- Интеграция в международное образовательное пространство в рамках Болонского процесса, в том числе за счет реализации международных образовательных и научно-исследовательских проектов.
- Повышение эффективности подготовки специалистов на основе максимально возможной унификации базовых образовательных программ, за счет создания и развития новых технологий обучения.
- Создание условий и возможностей для развития у обучающихся творческих способностей, формирования гармоничной личности будущего специалиста.
- Повышение качества условий обучения и труда студентов и сотрудников университета на основе устойчивого экономического развития вуза. Создание эффективно действующих систем мотивации, информирования и социальной защиты сотрудников и студентов университета.
На современном этапе развития общества рынок образовательных услуг становится «рынком покупателя». В данной ситуации единственным достойным способом выживания вуза является повышение его престижа, основанное на повышении его качества подготовки выпускников.
В связи с этим («продукция предприятия» — выпускник) должна:
- отвечать четко определенным потребностям, области применения или назначению;
- удовлетворять требованиям применяемых стандартов и технических условий;
- отвечать требованиям общества (действующему законодательству);
- предлагаться потребителю по конкурентоспособной цене;
- являться экономически выгодной.
Для управления качеством образовательных услуг университет будет реализовывать деятельность по следующим девяти этапам его жизненного цикла («продукт» — выпускник):
- Маркетинг образовательных услуг для выявления и формирования запросов абитуриентов и работодателей.
- Выполнение государственных требований к качеству содержания образования.
- Рост и модернизация учебно-методического обеспечения и материально-технической базы университета.
- Обеспечение кадрами.
- Организация и проведение образовательного процесса с использованием методически обоснованных педагогических технологий.
- Контроль уровня усвоения знаний и умений их применения.
- Выпуск и трудоустройство молодых высококвалифицированных специалистов.
- Поддержание связей с выпускниками и их консультирование.
- Мониторинг использования и оценки специалистов.
Таким образом, основной целью управления качеством образовательных услуг является предупреждение несоответствия, а если такие несоответствия все же возникают, то своевременное их устранение путем корректирующих воздействий. Конечным результатом управления качества должно стать достижение заданной степени удовлетворенности выпускников, обеспечивающей их востребованность на рынке труда, а также работодателей, получающих кадры высоко квалифицированных специалистов.
Мы будем реализовывать обязательные мероприятия по разработке системы качества университета.
Модель совершенствования деятельности вуза, в первую очередь, предназначена для стимулирования руководства университета и ППС к применению принципов Системы менеджмента качества и поиску постоянного улучшения системы качества. Под «Моделью совершенствования деятельности вуза» понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы, проходящие в вузе, направленные на достижение требуемых результатов по качеству.
Модель включает 9 критериев, а так же 60 подкритериев и составляющих, перечень которых формировался на базе проведенного анализа моделей управления в области менеджмента качества, ключевых направлений деятельности и процессов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг и задач, стоящих перед учебными заведениями РК в плане совершенствования систем управления на принципах менеджмента качества.