Программа развития воспитательной деятельности и социальной инфраструктуры
Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РК «Об образовании» профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника вуза. Формирование в вузе специалиста как личности базируется на практической реализации в учебном заведении концепции воспитательной работы, которая предполагает реализацию единой воспитательной стратегии всеми вузовскими структурами. Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.
Стратегия воспитательной работы в техническом вузе должна строиться с учетом процесса трансформации в сознании и психологии казахстанской молодежи в условиях происходящих изменений. Эффективность стратегии определяется использованием преимущественно косвенного метода воспитательного воздействия, то есть метода управления обстоятельствами и факторами, которые окружают студента. Воспитательная работа в этом случае неразрывно связана с культурно-воспитательным комплексом и представляет собой особую форму организации социокультурного пространства в вузе.
Организация воспитательной работы со студентами в вузе направлена на реализацию основной цели:
«…формирование гармонично развитой личности и подготовка специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды…»
Цели воспитательной работы.
- Формирование всесторонне развитой личности конкурентоспособного специалиста, сочетающего в себе социальную активность и гражданственность, трудолюбие, профессионализм и богатую культуру, стремление к духовному и физическому развитию, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Создание оптимальной социальной среды и личностно развивающих условий деятельности, обеспечивающих творческое самовыражение и самореализацию личности будущего специалиста.
- Формирование гармонично развитой, творческой и нравственной личности,
- личности Гражданина своей страны, специалиста, способного работать в коллективе и быть лидером, специалиста, способного действовать и побеждать в условиях конкурентной среды.
Приоритеты воспитательной работы.
Воспитательная работа в вузе — это в определенной мере завершающий этап воспитания молодого человека в системе образования, и это предъявляет к ней особые требования:
- ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности в существующих социально-экономических условиях, формирование гуманистического самосознания;
- формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и собственного достоинства;
- формирование корпоративной культуры;
- воспитание потребности в саморазвитии и самообразовании во всех отраслях жизнедеятельности (в науке, образовании, культуре, спорте и т.д.);
- обеспечение достойного образовательного и этического уровня;
- приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям;
- воспитание потребности к труду как важной жизненной ценности;
- привитие толерантности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Социальная политика: основывается на принципе равноправия, исключается уравниловка в распределении социальных благ и поддерживается эффективная система монетарного и не монетарного стимулирования.
Цели:
- создание устойчивых неформальных связей, при необходимости – на командообразование, на укрепление коллективизма и лидерства в подразделениях университета и учебных студенческих и магистерских группах, воспитание приверженности университету, организация коллективных мероприятий, в том числе, деловые игры, публичное поощрение достойных, внутренние средства массовой информации (газета, интернет-сайт) и другие способы формирования внутренних общественных отношений;
- оказание помощи: материальной, психологической и иной — тем, кто в ней нуждается;
- эффективное взаимодействие администрации и профкома, отсутствие формализма и бюрократизма;
- развитие материальной базы для эффективной реализации социальной политики.
Задачи воспитательной и социальной работы:
- обеспечить эффективную подготовку конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны;
- содействовать формированию у студентов современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей;
- совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов;
- формировать здоровьесберегающую среду здорового образа жизни;
- создать систему материальной, социально-психологической помощи обучающимся и работникам;
- развить систему взаимодействия образовательного учреждения и общественно-административных органов по реализации социально-экономических вопросов и проблем.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- укрепление престижа РГП «КГИУ» в городе Темиртау, Карагандинской области, Республике Казахстан и за ее пределами, востребованности выпускников вуза на рынке труда;
- повышение позитивных тенденции в студенческой среде, снижение показателей различных негативных явлений;
- рост органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;
- активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными студентами;
- стабилизация динамики показателей результативности в учебе, науке, спорте, творчестве, социальной деятельности;
- рост числа участников олимпиад, научных конкурсов, соревнований интеллектуального характера, творческих конкурсов, фестивалей, социальных проектов;
- стабилизация динамики укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований;
- усиление взаимодействия структур РГП «КГИУ» с учреждениями образования, культуры, искусства, средствами массовой информации г. Темиртау, Карагандинской области и Республики Казахстан.