“Темиртау - моя колыбель. История магнитки, история Темиртау, судьбы его людей неотделимы от моей судьбы. Металлургия - мои главные университеты”.

Н. А. Назарбаев

Блог ректора

Карагандинский государственный индустриальный университет - один из ведущих вузов Казахстана по подготовке высококвалифи...

Подробнее »

Новости

Архив

Конференции

Архив

Положение о РУМС высшего и послевузовского образования

Утверждено
приказом Министраобразования и науки Республики Казахстан

от «14» января 2011 г. No 14

Положение о Республиканском учебно-методическом совете высшего и
послевузовского образования

1. Общие положения

1. Положение о Республиканском учебно-методическом совете (далее — РУМС) высшего и послевузовского образования разработано в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

2. РУМС высшего и послевузовского образования создается

Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее — Министерство) и является его консультативно-совещательным органом по вопросам учебно-методического и научно-методического обеспечения образовательных программ высшего и послевузовского образования.

3. РУМС в своей деятельности руководствуется Законом Республики Казахстан «Об образовании», а также настоящим Положением.

2. Основные направления деятельности РУМС

4. Основными направлениями деятельности РУМС являются:

1) содействие в реализации государственной политики в области высшего и послевузовского образования;

2) координация деятельности учебно-методических секций по группам специальностей высшего и послевузовского образования;

3 внесение предложений по перечню специальностей и образовательных программ с учетом потребностей рынка труда;

4) выработка мер по совершенствованию государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования;

5) подготовка рекомендаций по обновлению и совершенствованию содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования;

6) рассмотрение и принятие решений об утверждении типовых учебных программ и типовых учебных планов высшего и послевузовского образования;

3

7) разработка единых требований к написанию учебно-методической литературы;

8) выработка рекомендаций по обеспечению высших учебных заведений учебной и учебно-методической литературой;

9) подготовка рекомендаций по разрешению к использованию учебников и учебной литературы, в том числе электронных, для высших учебных заведений;

10) рассмотрение предложений и подготовка рекомендаций по внедрению современных образовательных технологий;

11) обобщение инновационного опыта высших учебных заведений и подготовка рекомендаций по его внедрению;

12) анализ и определение наиболее перспективных и эффективных направлений международного сотрудничества по учебно-методическим вопросам;

13) подготовка рекомендаций по образовательным программам дополнительного образования и подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров;

14) подготовка рекомендаций по развитию сотрудничества с Советом Европы, Секретариатом Болонского процесса, Рабочей группой Болонского процесса по вопросам выполнения критериев и стандартов Европейской культурной конвенции;

15) координация работы организаций образования по внедрению и продвижению принципов Болонской декларации и кредитной технологии обучения;

16) выработка рекомендаций по развитию академической мобильности обучающихся в высших учебных заведениях посредством обменных программ Tempus, Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и других;

17) подготовка рекомендаций по участию вузов в работе Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC Network);

18) рассмотрение и принятие решений по присоединению к Европейскому соглашению по выплате стипендии студентам обучающихся за рубежом;

19) подготовка рекомендаций по вопросам перезачета кредитов в рамках академической мобильности;

20) рассмотрение предложений и подготовка рекомендаций по привлечению на отечественный рынок образовательных услуг аккредитованных зарубежных программ и обеспечению конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании.

4

3. Права РУМС

5. РУМС имеет право:

1) давать рекомендации и вносить предложения Министерству по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы в системе высшего и послевузовского образования;

2) запрашивать от вузов и структурных подразделений Министерства информационные и иные материалы, необходимые для осуществления возложенных на РУМС функций;

3) создавать рабочие группы для изучения и выработки предложений по вопросам учебно-методической и научно-методической работы вузов, а также другим вопросам, относящимся к компетенции РУМС.

4) осуществлять координацию учебно-методической работы высших учебных заведений;

5) участвовать в организации учебно-методических и научно- методических конференций, семинаров и круглых столов.

4. Структура и организация деятельности РУМС

6. В состав РУМС входят в качестве структурных единиц учебно- методические секции (далее — УМС) по группам специальностей высшего и послевузовского образования.

7. В состав РУМС входят председатель и заместитель председателя РУМС, председатели УМС по группам специальностей высшего и послевузовского образования, представители Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, Национального центра тестирования и Национального центра оценки качества образования, ведущие ученые, педагогические работники вузов, специалисты различных отраслей знаний.

8. Состав РУМС утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.

9. РУМС возглавляет председатель.

10. Рабочим органом РУМС является структурное подразделение уполномоченного органа в области образования, в компетенцию которого входит этот вопрос.

11. Заседание РУМС ведет председатель РУМС, а в его отсутствие – заместитель председателя РУМС;

12. Периодичность заседаний РУМС – не менее 2-х раз в год.

13. Решения РУМС принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей состава. При равном количестве голосов голос председателя является решающим.

5

14. Заседания РУМС и принимаемые им решения оформляются протоколом. Протоколы заседаний РУМС подписываются председательствующим и секретарем РУМС.

15. Секретарь РУМС, являющийся должностным лицом Министерства, организует подготовку к проведению заседаний РУМС и обеспечивает реализацию решений РУМС.

5. Структура и организация деятельности УМС

16. УМС по группам специальностей высшего и послевузовского образования создаются на базе ведущих высших учебных заведений, именуемых базовыми.

17. УМС создаются и ликвидируются приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.

18. Руководство деятельностью УМС осуществляют их председатели, являющиеся ректорами вузов, на базе которых они функционируют.

19. В состав УМС входят представители организаций высшего и послевузовского образования, реализующие образовательные программы соответствующих групп специальностей, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, а также организаций и предприятий, заинтересованных в совершенствовании подготовки кадров, на основании рекомендации их руководителей.

20. Составы УМС согласовываются с Министерством и утверждаются председателем УМС.

21. Планы работ УМС на учебный год согласовываются с Министерством и утверждаются председателем УМС.

22. УМС строят свою деятельность на принципах равноправия его членов и гласности принимаемых решений.

23. Решения УМС принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании двух третей состава и носят рекомендательный характер.

24. Ведение текущей организационной работы, документации и делопроизводства осуществляют секретари УМС. Секретари ведут протоколы, составляют отчеты о работе УМС.

25. Базовый вуз по группе специальностей УМС обеспечивает вузы типовыми учебными программами по всем циклам дисциплин специальностей и типовыми учебными планами.

26. Основными направлениями деятельности УМС по группам специальностей высшего и послевузовского образования являются:

1) осуществление взаимодействия и координация учебно-методической работы вузов, ведущих подготовку кадров по родственным специальностям;

2) подготовка рекомендаций по перечню специальностей и образовательных программ с учетом потребностей рынка труда;

6

3) участие в открытии новых специальностей;

4) организация разработки государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования;

5) подготовка рекомендаций по совершенствованию государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования;

6) подготовка рекомендаций по обновлению и совершенствованию содержания образовательных программ высшего и послевузовского образования;

7) разработка типовых учебных программ дисциплин и типовых учебных планов по специальностям высшего и послевузовского образования;

8) проведение мониторинга обеспеченности специальностей высшего и послевузовского образования учебниками и учебными пособиями;

9) рецензирование рукописей учебников и учебных пособий для высшего и послевузовского образования;

10) рассмотрение и принятие решений о рекомендации к изданию учебников, учебных пособий и учебно-методических разработок (рекомендаций, указаний, пособий и др.);

11) координирование плана выпуска учебной и методической литературы;

12) участие в проведении конкурсов по написанию учебной литературы;

13) подготовка рекомендаций по формированию перечня учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов и пособий, разрешенных к использованию в учебном процессе для высшего и послевузовского образования Министерством;

14) проведение анализа и обобщение внедрения новых технологий обучения, в том числе кредитного и дистанционного обучения в вузах;

15) подготовка рекомендаций по внедрению современных образовательных технологий;

16) разработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, распространению передового опыта, участие в организации конференций, семинаров и совещаний по проблемам высшего образования;

17) разработка рекомендаций по образовательным программам для подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;

18) содействие выполнению программы развития и внедрения государственного языка в высших учебных заведениях в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

19) изучение, обобщение и распространение опыта ведущих зарубежных вузов в подготовке высококвалифицированных специалистов с целью разработки согласованных методик, стандартов, критериев, руководств и процедур системы оценки и обеспечения качества образования;

7

20) разработка программы взаимодействия между вузами и потребителями образовательных услуг по улучшению подготовки специалистов;

21) участие в разработке и экспертизе проектов документов по вопросам высшего и послевузовского образования.

27. Председатели УМС ежегодно представляют отчет о проделанной работе в РУМС. Отчеты УМС заслушиваются на заседании РУМС.

28. Организация экспертизы типовых учебных программ осуществляется структурным подразделением уполномоченного органа в области образования, в компетенцию которого входит этот вопрос.

29. УМС имеют право:

1) запрашивать и получать от организаций высшего и послевузовского образования, реализующие образовательные программы соответствующих групп специальностей, информационные и иные материалы, необходимые для осуществления возложенных на УМС задач;

2) создавать в установленном порядке рабочие группы для подготовки предложений Министерству по вопросам, относящимся к компетенции УМС.

30. УМС несет ответственность за:

1) нарушение требований государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования;

2) состояние и содержание учебно-методической деятельности;

3) нарушение взаимосвязи и координации учебно-методической деятельности организаций образования, ведущих подготовку кадров по родственным специальностям;

4) невыполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

5) иные нарушения требований деятельности УМС, предусмотренных в пункте 26 настоящего Положения.

6. Ликвидация РУМС

31. РУМС ликвидируется приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.